Страхи перед "узким местом рецессии": Как нехватка сырья вредит Германии
5 октября 2021Крупнейшая экономика Европы особенно уязвима к нехватке ключевых деталей и сырья из-за своей зависимости от экспорта.
ФРАНКФУРТ - В Германии, где каждое четвертое рабочее место зависит от экспорта, кризис, захлестнувший мировые цепочки поставок, ложится тяжелым бременем на экономику, которая является крупнейшей в Европе и стержнем мировой торговли.
Последние опросы и данные указывают на резкое замедление темпов роста немецкого производственного центра, и экономисты начали предсказывать "рецессию узкого места".
Почти все, что необходимо для работы немецких заводов, находится в дефиците: не только компьютерные чипы, но и фанера, медь, алюминий, пластмассы и такие сырьевые материалы, как кобальт, литий, никель и графит, которые являются важнейшими компонентами батарей для электромобилей.
Больше всего пострадала автомобильная промышленность. Opel, подразделение Stellantis, компании, владеющей Jeep и Fiat, в сентябре заявила, что закроет завод в Айзенахе до следующего года из-за нехватки полупроводников. 1300 работников завода будут уволены.
Более 40 процентов немецких компаний заявили, что они потеряли продажи из-за проблем с поставками, согласно августовскому опросу Ассоциации немецких торгово-промышленных палат. По данным Европейского центрального банка, в целом по Европе за первые шесть месяцев этого года экспорт был бы на 7 процентов выше, если бы не проблемы с поставками.
В то время как все экономики мира страдают от дефицита, Германия особенно чувствительна, поскольку зависит от производства и торговли. Почти половина экономического производства Германии зависит от экспорта автомобилей, станков и других товаров, в то время как в США этот показатель составляет всего 12%.
Поскольку Германия - страна заводов, "последствия будут драматическими", - сказал Оливер Кнапп, старший партнер мюнхенской консалтинговой компании Roland Berger.
Страна также переживает период политической неопределенности. Выборы, прошедшие в прошлом месяце, не оставили ни одной партии явного большинства, и есть риск, что любое коалиционное правительство, которое появится, будет недостаточно сплоченным, чтобы действовать решительно.
Замедление темпов роста превратило немецкую экономику в испытательный пример того, как компании могут стать менее уязвимыми перед нехваткой электроэнергии в Китае или кораблями, застрявшими в Суэцком канале.
Уже сейчас многие компании увеличивают запасы деталей, заказывают сырье заранее и находят творческие - можно сказать, отчаянные - способы, чтобы продукция продолжала выходить из ворот завода. Traton, подразделение Volkswagen по производству грузовых автомобилей, заявило в прошлом месяце, что оно каннибализирует труднодоступные компоненты из грузовиков, которые были построены, но не проданы, и переустанавливает их в грузовики, на которые есть твердые заказы.
В долгосрочной перспективе компании думают о том, как защитить свои линии поставок, например, покупая детали и сырье ближе к дому, а не у субподрядчиков на другом конце планеты. Некоторые политические лидеры даже предположили, что у пандемии может быть и положительная сторона, поскольку она вдохновит компании на возвращение производства в Европу и США, создавая хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах.
Но распутать сети, которые перемещают товары по всему миру, не так просто, и, возможно, это даже не очень хорошая идея, считают некоторые экономисты и руководители предприятий.
Широко распространенное мнение о том, что поставщики, расположенные близко к дому, более надежны, не всегда оказывается верным. Во время беспорядков, вызванных пандемией, некоторым немецким компаниям было труднее получить поставки из Франции или Италии из-за строгих запретов, чем из Азии.
"Не факт, что если бы мы не зависели от Китая, то пережили бы кризис без проблем", - сказал Александр Сандкамп, экономист, изучающий цепочки поставок в Кильском институте мировой экономики в Киле, Германия.
Накапливаются свидетельства того, что нехватка товаров снижает рост экономики Германии. Последний опрос руководителей немецких предприятий, проведенный Институтом Ifo, который считается надежным предсказателем направления развития экономики, указывает на заметное замедление темпов роста. Более трех четвертей немецких фирм сообщили мюнхенскому институту, что испытывают трудности с получением сырья и комплектующих.
Подчиняясь закону спроса и предложения, цены растут. Годовой уровень инфляции в Германии в августе составил 4,1 процента, что является самым высоким показателем почти за три десятилетия. Хотя большинство экономистов считают, что этот всплеск носит временный характер, инфляция всегда является чувствительной темой в Германии, напоминая о гиперинфляции и бедности после Первой мировой войны.
Предприятия попали в замкнутый круг. Роберт Омайер, глава отдела глобальных закупок компании Voith, расположенной в Хайденхайме, которая строит и оснащает бумажные фабрики и гидроэлектростанции, называет это эффектом туалетной бумаги.
Подобно тому, как в начале пандемии паникующие потребители запасались туалетной бумагой, компании, опасающиеся нехватки ключевых материалов, заказывают больше, чем им нужно, и хранят их на складах. Это привело к еще большему дефициту.
У компаний был небольшой выбор. "Мы заказываем больше, чтобы защитить наш бизнес", - сказал г-н Омайер.
Проблемы с поставками вдвойне неприятны для фирм, потому что многие из них имеют огромные портфели заказов, которые они не могут выполнить.
Возьмем, к примеру, велосипедные магазины. Малазийские заводы по производству шестеренок, амортизаторов и других велосипедных деталей были закрыты из-за пандемии. Кроме того, контейнеры для перевозки грузов были в дефиците, а движение грузовых судов было нарушено из-за таких событий, как закрытие китайских портов, поскольку у докеров был обнаружен вирус.
Эти проблемы затруднили поставки таких товаров, как тормозные колодки, которые необходимы велосипедным мастерским для ремонта. Тем не менее, спрос растет, отчасти потому, что многие немцы стали использовать велосипед в качестве альтернативы общественному транспорту во время пандемии или решили провести отпуск на велосипеде недалеко от дома, а не лететь на пляж в Испанию.
"Все вещи на мировом рынке происходят одновременно", - говорит Тобиас Хемпельманн, владелец магазина по продаже велосипедов в Лаге. "Высокий спрос, отсутствие контейнеров и желание людей ездить на велосипедах".
По словам г-на Хемпельманна, один из его сотрудников только и делает, что занимается поиском комплектующих, прочесывая eBay или Amazon в поисках дефицитных товаров или торгуясь с другими дилерами.
Напряжение в системе было заметно еще до пандемии. Напряженные отношения между Китаем и США, а также растущий протекционизм уже заставили многие компании пересмотреть свою зависимость от дальних поставщиков.
Дополнительную сложность для немецких компаний представляет новый закон, который вступит в силу в 2023 году и потребует от них убедиться, что они не покупают продукцию у поставщиков, использующих детский или рабский труд.
"Мы знали, что глобальные цепи поставок рискованны, еще до появления Covid", - сказал г-н Охмайер, руководитель отдела закупок компании Voith. "Кризис Covid - это ускоритель, но это не новая тенденция".
Сейчас компании пытаются понять, какие уроки им следует извлечь и как перестроить свои сети поставок, чтобы они были менее подвержены кризисам.
Как и надеялись политические лидеры, компания Voith закупает продукцию у поставщиков, расположенных ближе к ее заводам в Германии и США. По словам г-на Охмайера, преимущество Китая в издержках сошло на нет из-за роста заработной платы, и иногда небольшой механический цех в Висконсине оказывается более рентабельным.
Но то, что может сработать для компании Voith, которая покупает небольшое количество специализированных компонентов, может не сработать для автомобильной компании, которая покупает миллионы таких же деталей. У них все еще есть сильный стимул покупать у поставщиков, которые могут массово производить компоненты достойного качества по самой низкой цене. Из немецких компаний, опрошенных в августе Ассоциацией немецких торгово-промышленных палат, только 8 процентов заявили, что планируют перенести производство.
"Вы можете попытаться вернуть производство, но вы должны ожидать, что эти продукты могут быть произведены только по более высоким ценам", - сказал г-н Сандкамп из Кильского института. "Мы потеряем конкурентоспособность".
Дефицит поставок должен ослабнуть по мере того, как поставщики будут расширять свои заводы, чтобы догнать спрос. В прошлом месяце немецкий производитель микросхем Infineon, специализирующийся на автомобильной промышленности, открыл завод, строительство которого было запланировано еще до пандемии. По словам Питера Шифера, президента автомобильного подразделения Infineon, завод в Виллахе, Австрия, может производить достаточное количество чипов для оснащения 20 миллионов электромобилей.
Многие другие производители чипов объявили о планах по расширению производства. Но, отметив, что приобретение необходимого оборудования занимает полтора года, г-н Шифер сказал: "Это произойдет не сразу".
Последние опросы и данные указывают на резкое замедление темпов роста немецкого производственного центра, и экономисты начали предсказывать "рецессию узкого места".
Почти все, что необходимо для работы немецких заводов, находится в дефиците: не только компьютерные чипы, но и фанера, медь, алюминий, пластмассы и такие сырьевые материалы, как кобальт, литий, никель и графит, которые являются важнейшими компонентами батарей для электромобилей.
Больше всего пострадала автомобильная промышленность. Opel, подразделение Stellantis, компании, владеющей Jeep и Fiat, в сентябре заявила, что закроет завод в Айзенахе до следующего года из-за нехватки полупроводников. 1300 работников завода будут уволены.
Более 40 процентов немецких компаний заявили, что они потеряли продажи из-за проблем с поставками, согласно августовскому опросу Ассоциации немецких торгово-промышленных палат. По данным Европейского центрального банка, в целом по Европе за первые шесть месяцев этого года экспорт был бы на 7 процентов выше, если бы не проблемы с поставками.
В то время как все экономики мира страдают от дефицита, Германия особенно чувствительна, поскольку зависит от производства и торговли. Почти половина экономического производства Германии зависит от экспорта автомобилей, станков и других товаров, в то время как в США этот показатель составляет всего 12%.
Поскольку Германия - страна заводов, "последствия будут драматическими", - сказал Оливер Кнапп, старший партнер мюнхенской консалтинговой компании Roland Berger.
Страна также переживает период политической неопределенности. Выборы, прошедшие в прошлом месяце, не оставили ни одной партии явного большинства, и есть риск, что любое коалиционное правительство, которое появится, будет недостаточно сплоченным, чтобы действовать решительно.
Замедление темпов роста превратило немецкую экономику в испытательный пример того, как компании могут стать менее уязвимыми перед нехваткой электроэнергии в Китае или кораблями, застрявшими в Суэцком канале.
Уже сейчас многие компании увеличивают запасы деталей, заказывают сырье заранее и находят творческие - можно сказать, отчаянные - способы, чтобы продукция продолжала выходить из ворот завода. Traton, подразделение Volkswagen по производству грузовых автомобилей, заявило в прошлом месяце, что оно каннибализирует труднодоступные компоненты из грузовиков, которые были построены, но не проданы, и переустанавливает их в грузовики, на которые есть твердые заказы.
В долгосрочной перспективе компании думают о том, как защитить свои линии поставок, например, покупая детали и сырье ближе к дому, а не у субподрядчиков на другом конце планеты. Некоторые политические лидеры даже предположили, что у пандемии может быть и положительная сторона, поскольку она вдохновит компании на возвращение производства в Европу и США, создавая хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах.
Но распутать сети, которые перемещают товары по всему миру, не так просто, и, возможно, это даже не очень хорошая идея, считают некоторые экономисты и руководители предприятий.
Широко распространенное мнение о том, что поставщики, расположенные близко к дому, более надежны, не всегда оказывается верным. Во время беспорядков, вызванных пандемией, некоторым немецким компаниям было труднее получить поставки из Франции или Италии из-за строгих запретов, чем из Азии.
"Не факт, что если бы мы не зависели от Китая, то пережили бы кризис без проблем", - сказал Александр Сандкамп, экономист, изучающий цепочки поставок в Кильском институте мировой экономики в Киле, Германия.
Накапливаются свидетельства того, что нехватка товаров снижает рост экономики Германии. Последний опрос руководителей немецких предприятий, проведенный Институтом Ifo, который считается надежным предсказателем направления развития экономики, указывает на заметное замедление темпов роста. Более трех четвертей немецких фирм сообщили мюнхенскому институту, что испытывают трудности с получением сырья и комплектующих.
Подчиняясь закону спроса и предложения, цены растут. Годовой уровень инфляции в Германии в августе составил 4,1 процента, что является самым высоким показателем почти за три десятилетия. Хотя большинство экономистов считают, что этот всплеск носит временный характер, инфляция всегда является чувствительной темой в Германии, напоминая о гиперинфляции и бедности после Первой мировой войны.
Предприятия попали в замкнутый круг. Роберт Омайер, глава отдела глобальных закупок компании Voith, расположенной в Хайденхайме, которая строит и оснащает бумажные фабрики и гидроэлектростанции, называет это эффектом туалетной бумаги.
Подобно тому, как в начале пандемии паникующие потребители запасались туалетной бумагой, компании, опасающиеся нехватки ключевых материалов, заказывают больше, чем им нужно, и хранят их на складах. Это привело к еще большему дефициту.
У компаний был небольшой выбор. "Мы заказываем больше, чтобы защитить наш бизнес", - сказал г-н Омайер.
Проблемы с поставками вдвойне неприятны для фирм, потому что многие из них имеют огромные портфели заказов, которые они не могут выполнить.
Возьмем, к примеру, велосипедные магазины. Малазийские заводы по производству шестеренок, амортизаторов и других велосипедных деталей были закрыты из-за пандемии. Кроме того, контейнеры для перевозки грузов были в дефиците, а движение грузовых судов было нарушено из-за таких событий, как закрытие китайских портов, поскольку у докеров был обнаружен вирус.
Эти проблемы затруднили поставки таких товаров, как тормозные колодки, которые необходимы велосипедным мастерским для ремонта. Тем не менее, спрос растет, отчасти потому, что многие немцы стали использовать велосипед в качестве альтернативы общественному транспорту во время пандемии или решили провести отпуск на велосипеде недалеко от дома, а не лететь на пляж в Испанию.
"Все вещи на мировом рынке происходят одновременно", - говорит Тобиас Хемпельманн, владелец магазина по продаже велосипедов в Лаге. "Высокий спрос, отсутствие контейнеров и желание людей ездить на велосипедах".
По словам г-на Хемпельманна, один из его сотрудников только и делает, что занимается поиском комплектующих, прочесывая eBay или Amazon в поисках дефицитных товаров или торгуясь с другими дилерами.
Напряжение в системе было заметно еще до пандемии. Напряженные отношения между Китаем и США, а также растущий протекционизм уже заставили многие компании пересмотреть свою зависимость от дальних поставщиков.
Дополнительную сложность для немецких компаний представляет новый закон, который вступит в силу в 2023 году и потребует от них убедиться, что они не покупают продукцию у поставщиков, использующих детский или рабский труд.
"Мы знали, что глобальные цепи поставок рискованны, еще до появления Covid", - сказал г-н Охмайер, руководитель отдела закупок компании Voith. "Кризис Covid - это ускоритель, но это не новая тенденция".
Сейчас компании пытаются понять, какие уроки им следует извлечь и как перестроить свои сети поставок, чтобы они были менее подвержены кризисам.
Как и надеялись политические лидеры, компания Voith закупает продукцию у поставщиков, расположенных ближе к ее заводам в Германии и США. По словам г-на Охмайера, преимущество Китая в издержках сошло на нет из-за роста заработной платы, и иногда небольшой механический цех в Висконсине оказывается более рентабельным.
Но то, что может сработать для компании Voith, которая покупает небольшое количество специализированных компонентов, может не сработать для автомобильной компании, которая покупает миллионы таких же деталей. У них все еще есть сильный стимул покупать у поставщиков, которые могут массово производить компоненты достойного качества по самой низкой цене. Из немецких компаний, опрошенных в августе Ассоциацией немецких торгово-промышленных палат, только 8 процентов заявили, что планируют перенести производство.
"Вы можете попытаться вернуть производство, но вы должны ожидать, что эти продукты могут быть произведены только по более высоким ценам", - сказал г-н Сандкамп из Кильского института. "Мы потеряем конкурентоспособность".
Дефицит поставок должен ослабнуть по мере того, как поставщики будут расширять свои заводы, чтобы догнать спрос. В прошлом месяце немецкий производитель микросхем Infineon, специализирующийся на автомобильной промышленности, открыл завод, строительство которого было запланировано еще до пандемии. По словам Питера Шифера, президента автомобильного подразделения Infineon, завод в Виллахе, Австрия, может производить достаточное количество чипов для оснащения 20 миллионов электромобилей.
Многие другие производители чипов объявили о планах по расширению производства. Но, отметив, что приобретение необходимого оборудования занимает полтора года, г-н Шифер сказал: "Это произойдет не сразу".
49
4770
/nytimes-ru/business/strakhi-pered-uzkim-mestom-retsessii-kak-nekhvatka-syrya-vredit-germanii/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Есть что добавить? #
Оставьте комментарий