2
+7 (495) 968-02-01

ул. Трифоновская, д. 55

Меркель оставляет немецкую экономику с проблемами под капотом

17 сентября 2021

Канцлер Ангела Меркель провела Европу через кризисы, и Германия процветала во время ее пребывания у власти. Но она уклонилась от изменений, необходимых для того, чтобы этот успех сохранился, говорят аналитики.

Меркель оставляет немецкую экономику с проблемами под капотом
За 16 лет пребывания на посту канцлера Германии Ангела Меркель стала международным образцом спокойствия, разума и демократических ценностей благодаря тому, как она справилась с кризисами, включавшими в себя почти финансовый крах еврозоны, прибытие более миллиона мигрантов и пандемию.

Сегодня Германия - экономический колосс, двигатель Европы, наслаждающийся процветанием и почти полной занятостью, несмотря на пандемию. Но сможет ли она продержаться?

Этот вопрос назревает по мере того, как г-жа Меркель готовится покинуть политическую сцену после национальных выборов 26 сентября. Есть признаки того, что Германия экономически уязвима, теряет конкурентоспособность и не готова к будущему, формируемому технологиями и соперничеством между США и Китаем.

По мнению экономистов, во время ее правления Германия пренебрегла созданием цифровой инфраструктуры мирового класса, поспешно отказалась от ядерной энергетики и стала тревожно зависимой от Китая как рынка сбыта для своих автомобилей и других экспортных товаров.

Вопрос о Китае особенно сложен. Высокие темпы роста Германии во время правления г-жи Меркель были в значительной степени результатом торговли с Китаем, которой она способствовала. Но Китай все больше становится конкурентом в таких областях, как промышленное оборудование и электромобили.

Экономисты говорят, что Германия недостаточно инвестирует в образование и в развивающиеся технологии, такие как искусственный интеллект и электромобили. Немцы платят одни из самых высоких цен на электроэнергию в мире, потому что г-жа Меркель настаивала на закрытии атомных электростанций, не расширяя сеть возобновляемых источников энергии в стране настолько, чтобы покрыть дефицит.

"Это будет преследовать Германию в ближайшие 10 лет", - сказал Гунтрам Вольф, директор исследовательского института Bruegel в Брюсселе.

На г-жу Меркель никогда не оказывалось особого давления, чтобы она сосредоточилась на фундаментальной экономической политике, потому что немецкая экономика процветала во время ее пребывания у власти. Германия оправилась от пандемии быстрее, чем другие европейские страны, такие как Франция или Италия.

Но пандемия также выявила экономическую зависимость Германии от Китая.

В 2005 году на Китай приходилась лишь малая часть немецкого экспорта. В прошлом году он превзошел Соединенные Штаты как крупнейший торговый партнер Германии. Китай является крупнейшим рынком для автопроизводителей Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW. Немецкие компании также процветали, оснащая китайские заводы станками и другими промышленными товарами, которые сделали Китай экспортным центром.

Г-жа Меркель отказалась от своего раннего акцента на правах человека в отношениях с китайским правительством и вместо этого поощряла все более глубокие экономические связи. Она принимала китайских лидеров в Берлине и 12 раз ездила в Пекин и другие города Китая, часто с делегациями руководителей немецких предприятий. Однако экономические связи Германии с Китаем сделали ее все более уязвимой для давления со стороны председателя КНР Си Цзиньпина.

В конце прошлого года, когда Германия официально определяла повестку дня Европейского союза, г-жа Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон проталкивали инвестиционное соглашение с Китаем, несмотря на возражения приходящей администрации Байдена, в основном в обход других европейских союзников.

"Торговля Германии с Китаем превосходит все другие страны-члены ЕС, и Германия явно определяет политику в отношении Китая в ЕС", - говорит Тереза Фаллон, директор Центра исследований Россия-Европа-Азия в Брюсселе. Экономическая зависимость Германии от Китая "вбивает клин в трансатлантические отношения", - сказала г-жа Фэллон.

В последние годы Китай использует то, чему научился у немецких компаний, чтобы конкурировать с ними. Китайские автопроизводители, включая Nio и BYD, начинают продавать электромобили в Европе. Китай стал вторым после Германии экспортером промышленного оборудования, по данным VDMA, которая представляет немецкие машиностроительные компании.

Сторонники г-жи Меркель говорят, что она помогла немецкой экономике уклониться от некоторых пуль. Ее острое политическое чутье оказалось ценным во время долгового кризиса еврозоны, который начался в 2010 году и почти уничтожил валюту, которую Германия делит с 18 другими странами. Г-жа Меркель, возможно, сдерживала сторонников жесткой линии в своем собственном Христианско-демократическом союзе, когда Европейский центральный банк печатал деньги, чтобы помочь пострадавшим странам, таким как Греция, Италия и Испания.

Но ее давний министр финансов Вольфганг Шойбле также был одним из ведущих проводников политики, которая защищала немецкие банки и одновременно вводила жесткую экономию в странах Южной Европы. В то время Германия отказалась поддержать идею коллективного европейского долга - позиция, от которой г-жа Меркель отказалась в прошлом году, когда столкнулась с последствиями пандемии, угрожающей единству Европы.

На стороне г-жи Меркель была и удача. Бывшие коммунистические государства Восточной Германии в значительной степени наверстали упущенное во время ее пребывания у власти. Г-жа Меркель получила выгоду от реформ, проведенных ее предшественником Герхардом Шредером, которые упростили для компаний процедуру найма и увольнения и оказали давление на безработных, заставив их соглашаться на низкооплачиваемую работу.

Экономическая реформа г-на Шрёдера привела к резкому снижению уровня безработицы - с более чем 11 процентов на момент вступления г-жи Меркель в должность до менее чем 4 процентов. Но эти изменения были непопулярны, поскольку они ослабили нормы, защищавшие немцев от увольнений. Они подготовили почву для поражения г-на Шредера от г-жи Меркель в 2005 году.

Урок для немецких политиков заключался в том, что лучше не вмешиваться в привилегии немцев, и по большей части г-жа Меркель так и поступила. Многие из созданных рабочих мест были низкооплачиваемыми и давали ограниченные шансы на продвижение по службе. Результатом этого также стал рост социального неравенства, а быстро стареющему населению все больше угрожает бедность.

"За последние 15-16 лет мы наблюдаем явный рост числа людей, живущих за чертой бедности и находящихся под угрозой", - говорит Марсель Фратцшер, экономист из исследовательского института D.I.W. в Берлине. "Хотя 2010 год был очень успешным с экономической точки зрения, не все от этого выиграли".

Неспособность г-жи Меркель инвестировать больше средств в инфраструктуру, научные исследования и образование, несмотря на ее образование доктора физики, также отражает неприятие Германией государственного долга. Г-н Шойбле, будучи министром финансов, обеспечивал фискальную дисциплину, которая ставила во главу угла профицит бюджета, а не инвестиции. Немецкий парламент, контролируемый партией г-жи Меркель, даже закрепил сбалансированные бюджеты в законе, так называемый долговой тормоз.

Экономная политика была популярна среди немцев, для которых дефицитные расходы ассоциируются с бешеной инфляцией. Но она также позволила Германии отстать от других стран.

С 2016 года Германия опустилась с 15 на 18 место в рейтинге цифровой конкурентоспособности, составленном Институтом управления и развития в Лозанне (Швейцария), который частично объясняет это падение низким уровнем подготовки и образования, а также государственными нормами. По данным Министерства труда, в течение следующего десятилетия от 40 до 50 процентов всех работников в Германии должны будут пройти переподготовку в области цифровых технологий, чтобы продолжать работать. В большинстве немецких школ отсутствует широкополосный интернет, а учителя неохотно используют цифровые инструменты обучения - ситуация, которая стала очевидной во время блокировки коронавируса.

"Технология имеет стратегическое значение. Это ключевой инструмент в системном соперничестве с Китаем", - сказал Омид Нурипур, законодатель, выступающий от Партии зеленых по иностранным делам, во время онлайн-дискуссии, организованной в этом месяце банком Berenberg. "В прошлом мы недостаточно осознавали это".

Необходимость модернизации для Германии становится все более насущной, поскольку изменение климата становится все более ощутимым, а переход на электромобили угрожает гегемонии немецких автопроизводителей класса люкс. Tesla уже отвоевала значительную долю рынка у BMW, Mercedes-Benz и Audi и строит завод недалеко от Берлина, чтобы бросить им вызов на их родной территории. До прошлого года финансовые льготы, которые правительство Германии предлагало покупателям электромобилей, были значительно меньше, чем налоговые льготы, доступные в США.

"Что очень важно для Германии как промышленной страны, а также для Европы как места для инноваций, так это симбиоз амбициозной климатической политики и очень сильной экономической политики", - сказал журналистам Ола Каллениус, генеральный директор Daimler, на выставке IAA Mobility в Мюнхене.

Руководители автоконцернов не критикуют г-жу Меркель, которая активно отстаивает их интересы в Берлине и за рубежом. Но они косвенно обвиняют ее правительство в медленной реакции на переход на электромобили. Хотя в Германии больше зарядных станций на душу населения, чем в США, их недостаточно для удовлетворения растущего спроса на электромобили.

"Рамки для такого перехода автомобильной промышленности еще не завершены", - сказал Оливер Ципсе, исполнительный директор BMW и президент Европейской ассоциации автопроизводителей. "Нам нужна основа политики отрасли, которая начинается с инфраструктуры зарядки".

Г-н Каллениус из компании Daimler сказал: "Мы находимся в состоянии экономического соревнования с Соединенными Штатами, Северной Америкой с Китаем, с другими сильными азиатскими странами. Нам нужна экономическая политика, которая гарантирует, что Европа останется привлекательной для инвестиций".


Онлайн-заявка на кредит


Мы подберем оптимальные программы
и позвоним вам. Среднее время ответа
по заявке — 20-30 минут.

Сумма кредита
   РУБ.
Тип кредита
Ф.И.О.
E-mail
Телефон
Регион


Задавайте вопросы
Москва:
Екатеринбург:
Skype:
+7 (495) 517-17-72
+7 (343) 361-85-69
p-finance
Или оставьте заявку на сайте. Наши менеджеры свяжутся с вами в течение 30 минут.
О компании

Отзывы клиентов Партнеры Новости Сотрудники Вакансии Блог Контакты
Услуги

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах