Технологический прогресс в Москве - "обоюдоострый меч"
17 ноября 2021Последний пример - Face Pay, который заменяет карту метрополитена системой распознавания лиц. Может быть, это и передовая технология, но активисты бьют тревогу по поводу вопросов конфиденциальности.
Московский метрополитен - чудо эффективного массового транспорта мирового класса, открытое в 1935 году, - в прошлом месяце попал в заголовки газет благодаря инновации XXI века: системе оплаты, которая не требует от пассажиров предъявления билета, транзитной карты, смартфона или бесконтактной банковской карты. Все, что им нужно сделать, это показать свое лицо.
К 15 октября система распознавания лиц, получившая название Face Pay, была запущена примерно на 240 станциях Московского метрополитена - разросшейся и постоянно расширяющейся системы, известной своими показателями своевременной работы и грандиозными и богато украшенными станциями.
Московские городские власти поспешили расхвалить последнюю технологическую инновацию системы, одну из нескольких за последнее десятилетие. "Аналогов Face Pay по качеству и простоте использования для пассажира нет нигде в мире", - сказал Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.
Чтобы активировать Face Pay, пассажиры должны соединить свою фотографию с банковской картой и "Тройкой", или транзитной картой метро, через специальное мобильное приложение. После подключения камера на турникетах идентифицирует их лица (даже в масках) и открывает проход. Теоретически, на проход через турникет у пассажира должно уходить две-три секунды, что облегчает давку людей в часы пик.
Это один из самых заметных - и спорных - проектов модернизации городских служб, который использует все преимущества прогрессивных биометрических технологий и навыки нового поколения российских компьютерных инженеров. "Технология новая и очень сложная, мы будем продолжать работать над ее совершенствованием", - говорится в заявлении мэра Москвы Сергея Собянина.
Однако российские активисты, защищающие неприкосновенность цифровой информации, поспешили забить тревогу, отметив, что новая система не просто улучшает обслуживание в московском метро. Это хороший предлог для установки камер на турникетах", - сказал Артем Кослюк, директор московской группы по защите цифровых прав "Роскомсвобода". Это позволит им усовершенствовать алгоритмы, используемые для распознавания лиц".
Изображение
По словам г-на Кослюка, Москва занимает третье место в мире по количеству камер наблюдения на улицах и в общественном транспорте: около 200 000 камер установлены по всему городу и в метро, чтобы помочь полиции выявлять преступников и предотвращать преступления. Российская полиция уже использовала систему распознавания лиц для поиска и ареста демонстрантов, участвовавших в мирных акциях протеста оппозиции.
Две другие страны, которые уже внедрили платежные системы с распознаванием лиц, - это Китай и Беларусь, где права на неприкосновенность частной жизни также мало волнуют правительство. (В Беларуси система распознавания лиц в минском метро называется Look and Go). В отличие от этого, Европейский парламент в прошлом месяце проголосовал за необязательную резолюцию о запрете использования технологии распознавания лиц в общественных местах в полицейских целях.
Московские чиновники пытаются успокоить опасения по поводу вторжения в частную жизнь, настаивая на том, что изображения и собранные данные "надежно зашифрованы". Однако "Роскомсвобода" заявила, что обнаружила доказательства того, что система небезопасна и уязвима для злоумышленников, которые могут использовать данные и изображения в преступных целях.
Защитники частной жизни настаивают на создании более прозрачной системы контроля за этой и другими передовыми и часто навязчивыми технологиями. "Мы должны быть уверены, что все эти инновации используются для помощи людям, а не во вред им", - сказал г-н Кослюк.
Face Pay является частью более широкого комплекса усилий по внедрению технологических решений в городе. Москва, несомненно, является самым "умным" городом России, не в последнюю очередь потому, что это столица страны и центр внимания правительства. С населением 12,5 млн. человек она является вторым по численности населения городом в Европе и продолжает расти. С 2002 по 2010 год, в то время как население России сократилось на 1,2 процента, население Москвы выросло на 10,9 процента. А средняя зарплата в столице почти вдвое превышает среднюю зарплату по стране.
Столица также получает королевское отношение от федерального правительства. В 2019 году бюджет Москвы на реконструкцию городов сравняется с бюджетом всей страны.
Москва обладает властью в плане финансов и бюджетов", - говорит Сергей Камолов, профессор престижного Московского государственного института международных отношений. Москва находится в авангарде, на ней испытываются всевозможные системы".
Два года назад Россия приняла свою собственную систему ранжирования "умных городов", измеряющую так называемый "уровень I.Q.". Это дает городам ориентиры для оценки прогресса в использовании современных технологий и цифровых услуг для своего населения. По словам г-на Камолова, это полезные инструменты для оказания давления на местные власти с целью достижения целей, установленных в национальной программе "Умные города".
Г-н Камолов, который является членом рабочей группы по программе "Умные города", предупреждает, что ее идеи и технологии нелегко копировать из города в город. Также, по его словам, новые модные технологии не обязательно влияют на качество жизни горожан. Мне кажется, что "умные города" - это глубокая маркетинговая концепция", - сказал он в телефонном интервью.
В последние годы Россия приложила значительные усилия в масштабах страны для развития электронных государственных услуг. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года Россия разработала систему электронных виз, позволяющую туристам въезжать в страну на ограниченное время и с ограниченной целью. Как и многие другие страны, она разработала популярный онлайн-портал правительства - известный как "Госуслуги", единый сайт, где граждане могут получить документы, оплатить штрафы и записаться на прием. В исследовании Организации Объединенных Наций по электронному правительству, проведенном в 2020 году, российские службы заняли 36-е место из 193 стран.
В этом, как и в других областях, Москва лидирует. Пропорционально больше москвичей пользуются "Госуслугами", чем в любом другом регионе России, что неудивительно, учитывая концентрацию молодых, образованных и компьютерно грамотных людей. Однако другие регионы наращивают усилия, чтобы наверстать упущенное, предлагая специальные курсы компьютерной грамотности, особенно для пожилых людей.
Москва и шесть других регионов также использовались в качестве тестовой площадки для эксперимента по интернет-голосованию на парламентских выборах в сентябре прошлого года. Эта система была оспорена протестующими демократами, которые назвали ее "черным ящиком", позволяющим правительству подтасовывать результаты голосования. Если отбросить спорные результаты - что, безусловно, является большой оговоркой - онлайн-голосование справилось со своей задачей, по крайней мере, на техническом уровне.
Москва внедрила другие цифровые услуги в здравоохранении, в школах и в правовой системе, но транспорт продолжает получать значительную долю бюджета на модернизацию города.
По словам г-на Камолова, в Москве самый большой парк электронных автобусов в Европе, в то время как метрополитену, который сейчас перевозит около шести миллионов пассажиров в будние дни (по сравнению с более чем восемью миллионами в досоветскую эпоху), по-прежнему выделяется значительная часть государственных средств: 27 миллиардов долларов на расширение и улучшение с 2011 по 2022 год, большая часть из которых предназначена для расширения, но часть, несомненно, для системы распознавания лиц, которая, как ожидается, будет внедрена в других российских городах.
В "Роскомсвободе" г-н Кослюк говорит, что ключ к внедрению передовых цифровых услуг, которые зависят от персональных данных, - это доверие. "Мы должны быть уверены, что существует контроль", - сказал он. "Эти усовершенствования могут быть обоюдоострым мечом".
К 15 октября система распознавания лиц, получившая название Face Pay, была запущена примерно на 240 станциях Московского метрополитена - разросшейся и постоянно расширяющейся системы, известной своими показателями своевременной работы и грандиозными и богато украшенными станциями.
Московские городские власти поспешили расхвалить последнюю технологическую инновацию системы, одну из нескольких за последнее десятилетие. "Аналогов Face Pay по качеству и простоте использования для пассажира нет нигде в мире", - сказал Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.
Чтобы активировать Face Pay, пассажиры должны соединить свою фотографию с банковской картой и "Тройкой", или транзитной картой метро, через специальное мобильное приложение. После подключения камера на турникетах идентифицирует их лица (даже в масках) и открывает проход. Теоретически, на проход через турникет у пассажира должно уходить две-три секунды, что облегчает давку людей в часы пик.
Это один из самых заметных - и спорных - проектов модернизации городских служб, который использует все преимущества прогрессивных биометрических технологий и навыки нового поколения российских компьютерных инженеров. "Технология новая и очень сложная, мы будем продолжать работать над ее совершенствованием", - говорится в заявлении мэра Москвы Сергея Собянина.
Однако российские активисты, защищающие неприкосновенность цифровой информации, поспешили забить тревогу, отметив, что новая система не просто улучшает обслуживание в московском метро. Это хороший предлог для установки камер на турникетах", - сказал Артем Кослюк, директор московской группы по защите цифровых прав "Роскомсвобода". Это позволит им усовершенствовать алгоритмы, используемые для распознавания лиц".
Изображение
По словам г-на Кослюка, Москва занимает третье место в мире по количеству камер наблюдения на улицах и в общественном транспорте: около 200 000 камер установлены по всему городу и в метро, чтобы помочь полиции выявлять преступников и предотвращать преступления. Российская полиция уже использовала систему распознавания лиц для поиска и ареста демонстрантов, участвовавших в мирных акциях протеста оппозиции.
Две другие страны, которые уже внедрили платежные системы с распознаванием лиц, - это Китай и Беларусь, где права на неприкосновенность частной жизни также мало волнуют правительство. (В Беларуси система распознавания лиц в минском метро называется Look and Go). В отличие от этого, Европейский парламент в прошлом месяце проголосовал за необязательную резолюцию о запрете использования технологии распознавания лиц в общественных местах в полицейских целях.
Московские чиновники пытаются успокоить опасения по поводу вторжения в частную жизнь, настаивая на том, что изображения и собранные данные "надежно зашифрованы". Однако "Роскомсвобода" заявила, что обнаружила доказательства того, что система небезопасна и уязвима для злоумышленников, которые могут использовать данные и изображения в преступных целях.
Защитники частной жизни настаивают на создании более прозрачной системы контроля за этой и другими передовыми и часто навязчивыми технологиями. "Мы должны быть уверены, что все эти инновации используются для помощи людям, а не во вред им", - сказал г-н Кослюк.
Face Pay является частью более широкого комплекса усилий по внедрению технологических решений в городе. Москва, несомненно, является самым "умным" городом России, не в последнюю очередь потому, что это столица страны и центр внимания правительства. С населением 12,5 млн. человек она является вторым по численности населения городом в Европе и продолжает расти. С 2002 по 2010 год, в то время как население России сократилось на 1,2 процента, население Москвы выросло на 10,9 процента. А средняя зарплата в столице почти вдвое превышает среднюю зарплату по стране.
Столица также получает королевское отношение от федерального правительства. В 2019 году бюджет Москвы на реконструкцию городов сравняется с бюджетом всей страны.
Москва обладает властью в плане финансов и бюджетов", - говорит Сергей Камолов, профессор престижного Московского государственного института международных отношений. Москва находится в авангарде, на ней испытываются всевозможные системы".
Два года назад Россия приняла свою собственную систему ранжирования "умных городов", измеряющую так называемый "уровень I.Q.". Это дает городам ориентиры для оценки прогресса в использовании современных технологий и цифровых услуг для своего населения. По словам г-на Камолова, это полезные инструменты для оказания давления на местные власти с целью достижения целей, установленных в национальной программе "Умные города".
Г-н Камолов, который является членом рабочей группы по программе "Умные города", предупреждает, что ее идеи и технологии нелегко копировать из города в город. Также, по его словам, новые модные технологии не обязательно влияют на качество жизни горожан. Мне кажется, что "умные города" - это глубокая маркетинговая концепция", - сказал он в телефонном интервью.
В последние годы Россия приложила значительные усилия в масштабах страны для развития электронных государственных услуг. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года Россия разработала систему электронных виз, позволяющую туристам въезжать в страну на ограниченное время и с ограниченной целью. Как и многие другие страны, она разработала популярный онлайн-портал правительства - известный как "Госуслуги", единый сайт, где граждане могут получить документы, оплатить штрафы и записаться на прием. В исследовании Организации Объединенных Наций по электронному правительству, проведенном в 2020 году, российские службы заняли 36-е место из 193 стран.
В этом, как и в других областях, Москва лидирует. Пропорционально больше москвичей пользуются "Госуслугами", чем в любом другом регионе России, что неудивительно, учитывая концентрацию молодых, образованных и компьютерно грамотных людей. Однако другие регионы наращивают усилия, чтобы наверстать упущенное, предлагая специальные курсы компьютерной грамотности, особенно для пожилых людей.
Москва и шесть других регионов также использовались в качестве тестовой площадки для эксперимента по интернет-голосованию на парламентских выборах в сентябре прошлого года. Эта система была оспорена протестующими демократами, которые назвали ее "черным ящиком", позволяющим правительству подтасовывать результаты голосования. Если отбросить спорные результаты - что, безусловно, является большой оговоркой - онлайн-голосование справилось со своей задачей, по крайней мере, на техническом уровне.
Москва внедрила другие цифровые услуги в здравоохранении, в школах и в правовой системе, но транспорт продолжает получать значительную долю бюджета на модернизацию города.
По словам г-на Камолова, в Москве самый большой парк электронных автобусов в Европе, в то время как метрополитену, который сейчас перевозит около шести миллионов пассажиров в будние дни (по сравнению с более чем восемью миллионами в досоветскую эпоху), по-прежнему выделяется значительная часть государственных средств: 27 миллиардов долларов на расширение и улучшение с 2011 по 2022 год, большая часть из которых предназначена для расширения, но часть, несомненно, для системы распознавания лиц, которая, как ожидается, будет внедрена в других российских городах.
В "Роскомсвободе" г-н Кослюк говорит, что ключ к внедрению передовых цифровых услуг, которые зависят от персональных данных, - это доверие. "Мы должны быть уверены, что существует контроль", - сказал он. "Эти усовершенствования могут быть обоюдоострым мечом".
49
5232
/nytimes-ru/tech/tekhnologicheskiy-progress-v-moskve-oboyudoostryy-mech/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Есть что добавить? #
Оставьте комментарий