Почему Tesla взлетела, в то время как другие автопроизводители испытывали трудности с производством автомобилей

8 января 2022

Разительное несоответствие между результатами деятельности компании по производству электромобилей и признанных автопроизводителей в прошлом году отражает технологические изменения, бушующие в отрасли.

Почему Tesla взлетела, в то время как другие автопроизводители испытывали трудности с производством автомобилей
Большую часть прошлого года такие известные автопроизводители, как General Motors и Ford Motor, работали в иной реальности, чем компания Tesla, производящая электромобили.

G.M. и Ford закрывали один завод за другим - иногда на несколько месяцев подряд - из-за нехватки компьютерных чипов, оставляя дилерские площадки пустыми и заставляя цены на автомобили стремительно расти. Тем не менее, Tesla рекордно увеличивала продажи квартал за кварталом и к концу года продала почти в два раза больше автомобилей, чем в 2020 году, не столкнувшись с кризисом в отрасли.

Способность Tesla создавать критически важные компоненты имеет большее значение, чем продажи автомобилей за один год. Она предполагает, что компания и, возможно, другие молодые предприятия по производству электромобилей могут угрожать господству таких гигантов, как Volkswagen и G.M., раньше и сильнее, чем это представляют себе большинство руководителей отрасли и политиков. Это поможет усилиям по сокращению выбросов, вызывающих изменение климата, за счет более быстрого вытеснения бензиновых автомобилей. Но это может навредить миллионам работников, тысячам поставщиков и многочисленным местным и национальным правительствам, которые полагаются на традиционное автомобильное производство в плане рабочих мест, бизнеса и налоговых поступлений.

Компания Tesla и ее загадочный исполнительный директор Элон Маск мало говорили о том, как автопроизводитель обходит остальных представителей автомобильной промышленности. Теперь становится ясно, что компания просто лучше владеет технологиями и собственной цепочкой поставок. Оказалось, что Tesla лучше прогнозирует спрос, чем компании, которые производят гораздо больше автомобилей, чем она. Другие автопроизводители были удивлены тем, как быстро восстановился автомобильный рынок после резкого падения в начале пандемии, и просто не успели заказать достаточное количество чипов и деталей.

Когда Tesla не смогла получить чипы, на которые рассчитывала, она взяла те, что были в наличии, и переписала программное обеспечение, управляющее ими, под свои нужды. Крупные автомобильные компании не могли так поступить, потому что они полагались на внешних поставщиков, которые поставляли большую часть своего программного обеспечения и вычислительного опыта. Во многих случаях автопроизводители также полагались на этих поставщиков в работе с производителями микросхем. Когда разразился кризис, у автопроизводителей не хватило влияния на переговорах.

Всего несколько лет назад аналитики считали настойчивое стремление г-на Маска заставить Tesla делать больше вещей самостоятельно одной из главных причин того, что компания испытывала трудности с увеличением производства. Теперь, похоже, его стратегия оправдала себя.

Автомобили становятся все более цифровыми и определяются их программным обеспечением в той же степени, что и двигателями и трансмиссиями. Это реальность, которую все больше признают некоторые старые автомобильные компании. Многие из них, включая Ford и Mercedes-Benz, в последние месяцы заявили, что нанимают инженеров и программистов для разработки собственных чипов и написания собственного программного обеспечения.

"Компания Tesla, родившаяся в Кремниевой долине, никогда не отдавала свое программное обеспечение на аутсорсинг - они сами писали свой код", - говорит Моррис Коэн, заслуженный профессор Уортонской школы Университета Пенсильвании, специализирующийся на производстве и логистике. Они переписали программное обеспечение таким образом, чтобы иметь возможность заменять чипы, находящиеся в дефиците, чипами, не находящимися в дефиците". Другие автопроизводители не смогли этого сделать".

"Tesla контролировала свою судьбу", - добавил профессор Коэн.

В 2021 году Tesla продала 936 000 автомобилей по всему миру, что на 87 процентов больше, чем за год. Ford, G.M. и Stellantis, компания, образовавшаяся в результате слияния Fiat Chrysler и Peugeot, продали в 2021 году меньше автомобилей, чем в 2020 году.

Если судить по количеству автомобилей, поставленных по всему миру, то в 2021 году Tesla обогнала Volvo и Subaru, а некоторые аналитики прогнозируют, что в этом году она может продать два миллиона автомобилей, поскольку заводы в Берлине и Остине, штат Техас, начали работу, а завод в Шанхае наращивает производство. Это поставит Tesla в одну лигу с BMW и Mercedes - то, что мало кто в отрасли считал возможным всего пару лет назад.

G.M. и Ford, конечно, продают гораздо больше легковых и грузовых автомобилей. Обе компании заявили на прошлой неделе, что в прошлом году они продали около двух миллионов автомобилей только в США.

Компания Tesla, которая редко отвечает на вопросы журналистов, не ответила на просьбу о комментарии для этой статьи. Компания мало публично рассказывала о том, как ей удалось взлететь на падающем рынке.

"Мы использовали альтернативные детали и запрограммированное программное обеспечение для смягчения проблем, вызванных дефицитом", - заявила компания в отчете о доходах за третий квартал.

Показатели резко отличаются от 2018 года, когда проблемы Tesla с производством и поставками сделали ее посмешищем в отрасли. Многие производственные неудачи были вызваны тем, что г-н Маск настаивал на том, чтобы компания сама производила многие детали.

Другие автомобильные компании поняли, что им необходимо делать то, что все это время делали г-н Маск и Tesla, и в настоящее время берут под контроль свои бортовые компьютерные системы.

Mercedes, например, планирует использовать меньше специализированных чипов в будущих моделях и больше стандартизированных полупроводников, а также написать собственное программное обеспечение, сказал Маркус Шефер, член правления немецкого автопроизводителя, курирующий вопросы закупок.

В будущем Mercedes "будет следить за тем, чтобы в автомобиле были индивидуальные, стандартизированные чипы", - сказал г-н Шефер в интервью в среду. "Не одна тысяча различных чипов".

Mercedes также будет разрабатывать собственное оборудование для автомобилей, сказал он. Не упоминая Tesla, г-н Шефер добавил: "Вероятно, некоторые другие компании уже шли по этому пути".

Самостоятельная работа также помогает объяснить, почему Tesla избежала дефицита аккумуляторов, который мешал таким компаниям, как Ford и G.M., продавать много электромобилей. В 2014 году, когда большинство автопроизводителей все еще спорили о том, будут ли электромобили вообще иметь хоть какое-то значение, компания Tesla заложила фундамент так называемой гигафабрики в окрестностях Рино, штат Нева, для производства батарей совместно со своим партнером, компанией Panasonic. Теперь этот завод помогает обеспечить надежные поставки.

"Это был большой риск", - сказал Райан Мелсерт, бывший руководитель Tesla, который участвовал в строительстве завода в Неваде. "Но поскольку они уже на ранних этапах приняли решение о том, чтобы все делать своими силами, у них гораздо больше контроля над своей судьбой".

Как отметил профессор Коэн из Уортона, подход Tesla во многом является возвратом к ранним дням автомобилестроения, когда Ford владел собственными сталелитейными заводами и каучуковыми плантациями. В последние десятилетия традиционная автомобильная мудрость гласила, что производители должны сосредоточиться на проектировании и окончательной сборке, а все остальное передать поставщикам. Эта стратегия помогла сократить количество денег, которые крупные игроки связывают с заводами, но оставила их уязвимыми перед потрясениями в цепочке поставок.

Также помогает то, что Tesla - гораздо меньшая компания, чем Volkswagen и Toyota, которые в хороший год выпускают более 10 миллионов автомобилей каждая. "Просто цепочка поставок изначально меньше", - сказал г-н Мелсерт, который сейчас является главным исполнительным директором American Battery Technology Company, компании по переработке и добыче полезных ископаемых.

Модельный ряд Tesla также более скромный, и его легче поставлять. Седан Model 3 и спортивный автомобиль Model Y составили почти все продажи компании в 2021 году. Tesla также предлагает меньше опций, чем многие традиционные автопроизводители, что упрощает производство.

"Это более рациональный подход", - сказал Фил Амсруд, старший главный аналитик, специализирующийся на автомобильных полупроводниках в исследовательской компании IHS Markit. "Они не пытаются управлять всеми этими различными конфигурациями".

Программное обеспечение Tesla, которое можно обновлять удаленно, считается самым сложным в автомобильном бизнесе. Несмотря на это, в автомобилях компании, скорее всего, используется меньше чипов, говорят аналитики, поскольку компания управляет такими функциями, как охлаждение батареи и автономное вождение, с помощью меньшего числа централизованных бортовых компьютеров.

"У Tesla меньше коробок", - сказал г-н Амсруд. "Чем меньше компонентов вам сейчас нужно, тем лучше".

Конечно, Tesla все еще может столкнуться с проблемами, пытаясь повторить рост, достигнутый в 2021 году - компания намерена увеличивать продажи примерно на 50 процентов в год в течение следующих нескольких лет. В своем отчете за третий квартал компания признала, что ее творческое маневрирование в условиях хаоса в цепи поставок может не сработать, поскольку она увеличила производство и нуждается в большем количестве микросхем и других деталей.

Рынок электромобилей также становится гораздо более конкурентным, поскольку традиционные автопроизводители с запозданием начинают выпускать модели, которые люди хотят купить, а не маленькие электромобили, обычно выпускаемые для успокоения регуляторов. На прошлой неделе Ford заявил, что из-за высокого спроса почти удвоит производство Lightning, электрической версии своего популярного пикапа F-150. Пикап Tesla не поступит в продажу еще как минимум год.

Перспективы традиционных автопроизводителей, вероятно, улучшатся в этом году, поскольку дефицит полупроводников и других компонентов уменьшится, а производители станут лучше справляться с проблемами.

Автомобили Tesla по-прежнему страдают от проблем с качеством. В декабре компания сообщила регулирующим органам, что планирует отозвать более 475 000 автомобилей из-за двух отдельных дефектов. Один из них может привести к отказу камеры заднего вида, а другой - к неожиданному открытию переднего капота. Федеральные регуляторы проводят расследование безопасности системы "Автопилот" компании Tesla, которая может самостоятельно разгоняться, тормозить и управлять автомобилем.

"Тесла будет продолжать расти", - сказал Стивен Бек, управляющий партнер cg42, консалтинговой фирмы по вопросам управления в Нью-Йорке. "Но они сталкиваются с большей конкуренцией, чем когда-либо, и конкуренция становится все сильнее".

Однако фундаментальное преимущество автопроизводителя, которое позволило ему пережить кризис чипов, сохранится. Tesla не производит ничего, кроме электромобилей, и не обременена привычками и процедурами, которые устарели из-за новых технологий. "Tesla начала с чистого листа бумаги", - сказал г-н Амсруд.
49
5760
/nytimes-ru/tech/pochemu-tesla-vzletela-v-to-vremya-kak-drugie-avtoproizvoditeli-ispytyvali-trudnosti-s-proizvodstvom/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Есть что добавить? #
Гость
13 января 2022
Тесла взлетела потому что в нее вкачивали деньги из государства. Это гонка государств через корпорации и частные компании. Типа - смотрите какие у нас компании, как у нас работает бизнес.
Оставьте комментарий

Полезно знать

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Конвертер валют Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах