Нацистское наследие преследует новые галереи музея

11 октября 2021

Кунстхаус в Цюрихе построил пристройку, чтобы выставить шедевры из частной швейцарской коллекции. Но критики утверждают, что произведения запятнаны источником богатства их владельца.

Нацистское наследие преследует новые галереи музея
ЦЮРИХ - С открытием в субботу внушительной пристройки цюрихский Кунстхаус стал крупнейшим художественным музеем Швейцарии. Огромный новый куб, построенный по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфильда напротив оригинального здания на центральной площади, более чем в два раза увеличивает выставочное пространство музея.

Воздушный атриум ведет в недавно разбитый сад, а мраморные лестницы ведут посетителей в просторные галереи, залитые дневным светом. На втором этаже можно полюбоваться шедеврами Моне, Сезанна, Гогена, Ван Гога и Дега.

Эти работы когда-то принадлежали Эмилю Георгу Бюрле, швейцарскому промышленнику, который умер в 1956 году, но чье мрачное наследие преследует открытие новой пристройки стоимостью 220 миллионов долларов. Хотя давно известно, что Брюле сколотил свое состояние, продавая оружие нацистской Германии, и что он покупал произведения искусства, разграбленные режимом, все время появляются новые откровения.

В августе швейцарский журнал Beobachter сообщил, что Бюрле использовал сотни девушек и молодых женщин из неблагополучных семей в рабских условиях в Швейцарии еще в 1950-х годах. В этом месяце журнал сообщил, что в 1941 году компания Bührle приобрела две швейцарские прядильные фабрики по выгодным ценам после того, как их предыдущие владельцы - евреи, чьи активы в Германии были "арианизированы" в ходе принудительной продажи, - бежали в Аргентину.

А за две недели до открытия новой пристройки была опубликована книга историка Эриха Келлера о Кунстхаусе. Ее немецкое название переводится как "Загрязненный музей".

"Это трудно", - сказал Кристоф Беккер, директор Кунстхауса, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в среду. "Но дебаты - это хорошо".

Связи между Брюле и Кунстхаусом восходят к 1940 году, когда Брюле стал членом попечительского совета. Он финансировал более раннюю пристройку, завершенную в 1958 году. Бюст и мемориальная доска у входа в выставочный зал, названный в его честь, служат подтверждением его вклада.

Теперь 203 произведения искусства, принадлежащие Фонду "Коллекция Э. Г. Бюреле", организации, созданной семьей промышленника после его смерти, перешли в коллекцию Кунстхауса на условиях 20-летней аренды. Около 170 выставлены в новой пристройке.

В недавнем интервью Келлер сказал, что Кунстхаус не должен был принимать предложение фонда выставить эти работы. "Это коллекция, созданная на деньги от продажи оружия, от рабского труда, от детского труда", - сказал он.

Бюрле родился в 1890 году в Германии, служил в армии страны во время Первой мировой войны, затем начал работать на предприятии по производству инструментов в городе Магдебург. В 1924 году он переехал в Цюрих для управления аналогичным предприятием, где запатентовал и производил зенитные пушки для экспорта по всему миру.

Во время Второй мировой войны его компания производила оружие как для союзников, так и для нацистской Германии, и Брюле стал самым богатым человеком в Швейцарии. Хотя после войны союзники внесли его компанию в черный список, бойкот был снят в 1946 году, и бизнес продолжал расширяться.

В период с 1936 по 1956 год Брюле купил более 600 произведений искусства - некоторые из них были награблены у евреев нацистами. В 1948 году Верховный суд Швейцарии обязал его вернуть 13 произведений.

Когда шедевры импрессионистов из его коллекции были выставлены в Национальной галерее в Вашингтоне в 1990 году, критик Майкл Киммельман написал в "Нью-Йорк Таймс", что музею "никогда не следовало проводить" эту выставку. "Дело не в том, что эти работы не должны быть увидены, а в том, что они должны быть увидены в значимом контексте", - написал он.

В одном из дюжины залов, посвященных коллекции Бюрле в новом расширении Кунстхауса, экспозиция рассказывает о карьере промышленника и происхождении его произведений искусства с помощью настенного текста, документов и фотографий. Перед открытием выставки в Кунстхаусе официальные лица города и региона Цюрих заказали исследование Цюрихского университета, опубликованное в прошлом году, в котором рассматривается биография Брюле и происхождение состояния, которое он использовал для покупки произведений искусства. В попечительский совет музея входят представители городских и региональных властей.

Однако ответственность за исследование происхождения отдельных произведений искусства не входила в рамки этого исследования. Фонд Бюрле начал проводить исследования происхождения в 2002 году, и результаты публикуются на сайте фонда, хотя на этикетках рядом с картинами, выставленными в Кунстхаусе, нет подробной истории владения.

Лукас Глор, директор Фонда Бюрле, сказал в интервью, что "сегодня мы можем быть уверены, что в коллекции нет награбленного искусства в строгом смысле этого слова", но добавил: "Мы не исключаем, что может появиться новая информация".

В своей книге Келлер выражает недоверие к исследованиям фонда, называя отчеты о происхождении на его сайте "фильтром, который скрывает решающие факты".

В качестве примера он приводит работу Сезанна 1879 года "Пейзаж". На сайте фонда не упоминается, что довоенные владельцы картины, Марта и Бертольд Нотманн, были евреями; там говорится, что супруги "покинули Германию в 1939 году", вместо того, чтобы уточнить, что они спасались от преследований.

Еще одной спорной работой является картина Моне "Маковое поле близ Ветея" 1880 года. Согласно отчету историка Томаса Бумбергера, опубликованному в 2012 году, Бюерле купил ее в 1941 году в швейцарской галерее менее чем за половину рыночной стоимости. Она была выставлена на продажу Хансом Эрихом Эмденом, сыном немецкого еврейского владельца универмага, чьи активы в Германии были экспроприированы нацистами после его переезда в Швейцарию.

Фонд отклонил иск наследников Эмдена, утверждая, что продажа не была результатом нацистских преследований. Глор сказал, что случаи, когда немецкие евреи продавали имущество, находясь в изгнании в Швейцарии, не обязательно должны считаться продажей под принуждением.

"Швейцария не была оккупирована немцами; в Швейцарии не было преследований", - сказал он. "Люди могли свободно продавать или не продавать".

По словам Глора, с переездом коллекции в Кунстхаус ответственность за исследование происхождения теперь лежит на музее, хотя любое решение о реституции будет принимать фонд как владелец. Он добавил, что исследователи получили неограниченный доступ к архивам фонда, которые хранятся в музее.

Глор выразил надежду, что независимые ученые будут тщательно изучать работу фонда. "Я рад, если коллеги будут задавать вопросы или копать глубже", - сказал он.

Коринна Мауч, мэр Цюриха, сказала в интервью, что она надеется, что расширение Кунстхауса усилит привлекательность Цюриха как культурного центра. "Цюрих всегда воспринимался как финансовый и банковский центр", - сказала она. "В последние годы он приобретает все больший авторитет как культурный центр. И это здание является важной вехой".

Она сказала, что поддерживает биографическое исследование, проведенное университетом, и исследование происхождения, проведенное фондом Bührle, который, по ее словам, является швейцарским пионером в исследовании истории владения произведениями искусства.

"Важно показать картины, но важно, чтобы мы представили их в образцовом виде, что означает противостояние проблемным аспектам", - сказала она. "Я не думаю, что эти дебаты закончатся только потому, что мы открыли пристройку".
49
4862
/nytimes-ru/business/natsistskoe-nasledie-presleduet-novye-galerei-muzeya/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Оставьте комментарий

Полезно знать

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Конвертер валют Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах