2
+7 (495) 968-02-01

ул. Трифоновская, д. 55

Всеобъемлющее приложение для мобильности возвращается?

5 декабря 2021

Версии приложений "мобильность как услуга", или MaaS, существуют, но для того, чтобы эта идея набрала обороты, компаниям и городам необходимо объединиться.

Всеобъемлющее приложение для мобильности возвращается?
Представьте себе приложение на вашем смартфоне, в котором можно найти любой вид транспорта, который только может понадобиться. Нажмите кнопку, и у вас в руках билет на метро, автобус или поезд. Еще одно нажатие активирует ближайшие велосипеды, скутеры и мопеды. (Даже электрические). А еще одно нажатие разблокирует арендованный автомобиль на выходные или вызовет Uber в центре города.

Это предложение "мобильность как услуга", или MaaS, - мода конца 2010-х годов, которая захватила мир транзита. Это "транспортный Netflix", как иногда называют его сторонники, который даст вам подписку на доступ ко всему миру мобильности. И, возможно, в свою очередь, это решит проблему одного из самых больших врагов городского планирования - частного владения автомобилем.

Как и многие другие так называемые технологические разрушители, шумиха вокруг MaaS была охлаждена реальным положением дел. Тем не менее, попытки все еще существуют: В конце октября Австрия, например, представила свой KlimaTicket, или Климатический билет, по которому за одну годовую цену можно пользоваться всеми видами общественного транспорта в стране. Но такие инновации были исключением из статус-кво.

Теперь, на фоне пандемии, которая поставила под колени количество пассажиров на транспорте, и вновь возникшей острой проблемы выбросов углекислого газа, MaaS - или какая-то его версия - может начать второй акт, хотя попытки расширения сталкиваются с серьезными препятствиями.

История начинается в Финляндии. При поддержке финского правительства инженер Сампо Хиетанен основал в 2017 году компанию Whim, первого в мире "оператора" MaaS; тестовой площадкой стал Хельсинки. "Это хорошая песочница, чтобы опробовать что-то", - сказал г-н Хиетанен, улыбаясь над Zoom.

Whim предлагает "пакеты мобильности" в столице Финляндии: Urban 30 (первоначально 99 евро, около 115 долларов в месяц) - неограниченные поездки на общественном транспорте, такси по сниженным ценам и фиксированные дневные тарифы на аренду автомобилей; Unlimited (500 евро в месяц), как следует из названия, охватывает практически все. С тех пор были добавлены общие велосипеды и электронные скутеры, с более дешевыми планами для каждого вида транспорта.

Но пакеты требуют сборки. Оператор, такой как Whim, должен собрать "провайдеров" (скажем, Uber или местную систему метро) под одной крышей - задача, мягко говоря, непростая.

"Эти виды транспорта не предназначены друг для друга, но вам нужно собрать их в одном сервисе и как-то договориться об этом", - говорит г-н Хиетанен. На техническом уровне приложение должно синхронизировать системы. "Это было непросто".

С тех пор г-н Хиетанен основал компанию MaaS Global, которая работает с Whim в Токио, Вене, Антверпене, Бельгия, Турку, Финляндия, регионе Уэст-Мидлендс в Великобритании, а также во всей Швейцарии и Фландрии в Бельгии.

В Антверпене Whim является одним из многих операторов, предлагающих беспересадочный проезд в виде приложений. Город использует рыночный подход: Вместо того чтобы предлагать пользователям одно приложение, его команда работает с компаниями над созданием приложений, которые более точно отвечают потребностям пользователей. (Вы часто будете слышать термин "экосистема").

"Мы хотим поддержать как можно больше игроков", - говорит Стейн Вернайлен, эксперт по MaaS, работающий в Антверпене. "Но как город, мы не собираемся создавать приложение или решение MaaS и выводить его на рынок".

Это резкий отход от первых дней MaaS, когда предполагалось, что города, обладающие властью над транспортными системами, будут играть роль фактического поставщика приложений. Но г-н Вернайлен сказал, что это не очень подходит.

Антверпен, второй по величине морской порт Европы, часто принимает туристов, которым при посещении придется скачивать приложение. Путешествия также часто носят региональный или национальный характер, поэтому приложение, предоставляемое городом, может быть ограниченным. (Штат Нью-Йорк, например, контролирует городское метро, автобусные и пригородные железнодорожные системы).

Кроме того, возникает вопрос о поездках, которые мы совершаем. Подписка "все включено" может быть привлекательной для обычного пассажира, но в постоянно расширяющемся мире удаленной работы, в основном местных поездок, которые можно совершать на автобусе, велосипеде или электроскутере, потребуется другая подписка.

Другими словами: Всем ли людям нужны все виды транспорта, все время? "Для большинства людей это будет не самое интересное решение", - сказал г-н Вернайлен, добавив: "Для них это будет дороже".

Другой вариант, который был принят в Антверпене, - это персонализация. KBC Mobile, приложение крупного бельгийского банка, позволяет пользователям бронировать поездки на транспорте. Skipr, другой оператор, помогает работодателям разработать "бюджет мобильности" для сотрудников, в котором они могут выбрать, какие аспекты их поездок на работу будут оплачиваться. Например, вместо служебного автомобиля они могут потратить свою ежемесячную стипендию на проездной билет на общественный транспорт, если они ездят регулярно, или на аренду автомобиля для нерегулярных поездок.

Наибольшего успеха MaaS добился в Европе, где общественный транспорт занимает более важное место в повседневной жизни, чем в США. Но этим летом он приземлился в Питтсбурге.

По данным переписи населения, около пятой части жителей Питтсбурга не имеют возможности пользоваться автомобилем. В этом случае, говорит Карина Рикс, бывший директор городского департамента мобильности и инфраструктуры, "необходимость - мать изобретения". В результате появилась Move PGH - платформа, которая пока находится на ранней стадии.

"Мы посмотрели по всей стране на города, где было множество различных предложений по мобильности, и это был небольшой хаос", - сказала г-жа Рикс. "Это также не всегда было удобно для пользователя - нужно было иметь представление об этих приложениях и системах на уровне выпускника транспортного факультета".

Поэтому Питтсбург попросил компании представить платформу, которая объединила бы его транзитный ландшафт. Spin, компания по совместному использованию электронных велосипедов и электроскутеров, принадлежащая Ford Motor Company, выиграла тендер, хотя государственные деньги не были выделены.

Платформа, доступная через приложение Transit, все еще находится в зачаточном состоянии. Пользователи могут планировать маршруты, включающие несколько видов транспорта, таких как Healthy Ride (совместное использование велосипедов), Scoobi (электронные мопеды) и сам Spin. Общественный транспорт и электронные скутеры можно оплатить через приложение, но для других видов транспорта пользователи перенаправляются в отдельные приложения. (Г-жа Рикс сказала, что оплата мопедов и совместного использования велосипедов скоро будет осуществляться через платформу. Но аренда автомобилей и совместное использование автомобилей? Надеюсь, когда-нибудь).

"Цель, к которой мы стремимся, - это фактическая интеграция тарифов", - сказала г-жа Рикс. "Это будет работать как единая система с точки зрения цены. Это святой грааль, но мы делаем к нему маленькие шаги".

В Питтсбурге создано 50 "центров мобильности" - мест, где можно найти все виды транспорта; оттуда жители могут отправиться на Spin или Scoobi. В городе также проводится пилотный проект "универсальной базовой мобильности", в рамках которого 50 жителей с низким уровнем дохода получают доступ к общественному транспорту, совместному использованию велосипедов и электронных скутеров по принципу "все, что можно съесть", как описала это г-жа Рикс. Также предусмотрены скидки на электронные мопеды, совместное использование автомобилей и совместное использование автомобилей.

"Если людям не нужно беспокоиться о стоимости этих отдельных услуг или, откровенно говоря, самого транспорта - если они могут сосредоточиться на том, чтобы надежно добраться до работы, на прием к врачу или вовремя отвезти детей в школу, и им не нужно быть чувствительными к цене - получим ли мы от этого лучшие социальные результаты?" - спросила г-жа Рикс.

Этот вопрос также возвращает нас к первоначальной дилемме: сможет ли MaaS выманить людей из их автомобилей?

Пока что доказательства модального сдвига выглядят шаткими. В Финляндии Whim и другие операторы так и не смогли собрать огромную аудиторию, а пандемия, как сообщается, подкосила их финансы. Последние полтора года не были благоприятным временем для рутинных поездок. И 2022 год, возможно, тоже.

Но по сравнению с автомобилем, изобретением столетней давности, концепция транзита по принципу "одного окна" является совершенно новой, сказал г-н Хиетанен; боли роста вполне естественны. "Победит тот, кто создает мечты", - добавил он. "И мы можем создавать мечты. Мы просто сделаем это в немного другом формате".

Значит, пора проявить изобретательность. Можно ли объединить транспорт без автомобилей другими способами? В Соединенных Штатах есть, по крайней мере, одно место, которое предпринимает серьезные попытки.

В сентябре Culdesac Tempe, 17-акровый комплекс за пределами Финикса, который называет себя "первым районом без автомобилей, построенным с нуля в США", объявил, что жители, переезжающие в следующем году, получат доступ к пакету мобильности, который включает платиновый абонемент Valley Metro, местного транспортного агентства, с неограниченным бесплатным проездом на трамваях, автобусах и легкорельсовом транспорте; бесплатное использование более 100 электронных скутеров Bird; и скидки на поездки на Lyft и аренду электромобилей Envoy. (Также имеется более 1 000 мест для парковки велосипедов). Все это включено в арендную плату.

По словам Лавы Сандер, генерального менеджера Culdesac Tempe, застройщики имеют долгую историю взаимодействия с транспортом - от строительства трамвайных линий до предложения бесплатной парковки. Их проект - это просто новый взгляд на традицию.

"Мы слышали от жителей, что у них разные предпочтения в передвижении", - сказала г-жа Сандер. "Не существует универсального подхода к мобильности".
49
5404
/nytimes-ru/tech/vseobemlyushchee-prilozhenie-dlya-mobilnosti-vozvrashchaetsya/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Оставьте комментарий

О компании

Отзывы клиентов Партнеры Новости Сотрудники Вакансии Блог Контакты
Услуги

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах