Могут ли произведения типа "Не смотри вверх" вывести нас из задумчивости?

24 января 2022

В пандемическом мюзикле Бо Бернхэма "Внутри" темы изменения климата, цифрового отвлечения и неравенства сливаются воедино и попадают в цель.

Могут ли произведения типа "Не смотри вверх" вывести нас из задумчивости?
Комета размером с Эверест мчится к Земле, и ровно через шесть месяцев и 14 дней планета разлетится на куски, оставив все живые существа погибать в катаклизме огня и потопа. В фильме "Не смотри вверх", хите компании Netflix о климатическом апокалипсисе, эта новость отскакивает от американской публики, как резиновый мячик. И они возвращаются к своим телефонам с коллективным "мех" - предпочитая прокручивать судьбу вместо того, чтобы признать определенную гибель в реальной жизни.

В надежде вывести массы из ступора, героиня Дженнифер Лоуренс, молодой ученый с презрением к апатичным людям, как у Греты Танберг, кричит в камеру во время прямого телеэфира: "Вы должны не спать всю ночь каждый вечер и плакать, когда мы все, на 100 процентов, наверняка, умрем!". Ее быстро отвергают как истеричку, а изображение ее лица с радостью используют для создания мемов. (Больше спойлеров впереди.)

Что интернет сделал с нашими умами и что наши умы сделали с нашей планетой (или не сделали для ее спасения) - это две точки, которые уже некоторое время кружат друг вокруг друга. Теперь, по крайней мере на экране, они сталкиваются, находят отклик у зрителей и затрагивают специфическую психику нашего времени.

В "Не смотри вверх", сатирическом фильме Адама МакКея, где анестезией служит только юмор, эти темы высмеиваются в равной степени и без обиняков. Несмотря на обилие метафор - самая важная из них, комета, означающая изменение климата, - его послание ясно и не подлежит интерпретации: Проснитесь!

То, что фильм собрал 152 миллиона часов просмотра за одну неделю, по данным компании Netflix, которая сообщает свои собственные цифры, говорит о формирующейся культурной тенденции. Налицо голод по развлечениям, в которых предпочтение отдается бескомпромиссной артикуляции и экстернализации, а не подтексту и интернализации - чтобы наши величайшие страхи были озвучены без сдерживания, даже грубо, с хорошим стилем и остроумием.

Посмотрите на "Внутри", пандемический комедийно-музыкальный шедевр Бо Бернхэма от Netflix в прошлом году, в котором он объединяет темы климатической катастрофы с коммерциализацией Кремниевой долиной наших мыслей и чувств и ее зависимостью от того, чтобы мы отвлекались. (В документальном фильме 2020 года "Социальная дилемма" технологические эксперты, приложившие руку к созданию этих структур, бьют тревогу по поводу того, что они сделали).

В своей душещипательной песне "That Funny Feeling", которая только на YouTube набрала более 6,7 миллионов просмотров, Бернхэм подытоживает это одним текстом: "Весь мир на кончиках твоих пальцев, океан у твоей двери".

"Двадцать тысяч лет", - продолжает он, - "осталось еще семь". Скорее всего, это кивок в сторону климатических часов, которые показывают сообщения типа "у Земли есть крайний срок".

В начале новой комедийной программы Джима Гэффигана "Comedy Monster" на канале Netflix он отвечает на аплодисменты: "Это почти заставляет меня забыть о том, что через неделю мы все умрем". Я шучу. Скорее всего, это будет месяц" - видимо, имея в виду и пандемию, и общее настроение.

А "Игра кальмаров", дико жестокая сатира на богатых и бедных из Южной Кореи, которая в прошлом году стала мировым хитом для Netflix, хотя и не посвящена изменению климата, исследует многие из тех же тем, что и "Не смотри вверх" - неравенство богатства, жадность, десенсибилизация и вуайеризм - затрагивая те же тревоги и предлагая похожий катарсис.

Как и в случае с "Игрой кальмаров", некоторые критики отнеслись к "Не смотри вверх" с неохотой - за то, что она слишком очевидна, поверхностна и криклива - но многие климатологи были тронуты и благодарны. В терапии нам часто говорят, что лучший способ справиться с нашими демонами - это высказать их вслух, используя слова, которые не уклоняются от проблем и не оправдывают их. В противном случае они никогда не покажутся реальными, а значит, с ними невозможно будет справиться. В фильме "Не смотри вверх" большинство людей не выходят из оцепенения до тех пор, пока комета, наконец, не оказывается в поле зрения. Не свидетельствует ли популярность шоу и фильмов, которые не скрывают своих сообщений, о растущей готовности вытащить наш общий ужас из глубин подсознания - увидеть его, сказать его, услышать его?

Нас давно охватил 24-часовой цикл новостей, который разворачивается в тандеме с лентами социальных сетей, придающих почти одинаковый вес всем событиям: Фотографии с отдыха в Кларендоне, сплетни о знаменитостях, остроумные мемы и мотивирующие цитаты подаются как информационный флот, который плывет вместе с новостями о политических потрясениях, массовых расстрелах, социальной несправедливости и апокалиптических откровениях о нашей планете.

Как спрашивает Бернхэм, олицетворяющий интернет в своей песне "Welcome to the Internet", набравшей более 62 миллионов просмотров на YouTube: "Могу ли я заинтересовать тебя всем и всегда?".

В следующем месяце на Hulu состоится премьера мини-сериала "Пэм и Томми", беллетризованного рассказа о выпуске личного секс-видео Памелы Андерсон и Томми Ли, которое было украдено из их дома в 1995 году и продано через то, что тогда называлось "всемирной паутиной". В сериале показано, что это видео помогло Интернету стать более популярным, обратившись к низменным человеческим побуждениям, что стало началом того, что нас ждет впереди.

Пандемия отправила нас дальше в эту кроличью нору в погоне за отвлечением, информацией, связью, в то время как мы пытаемся избавиться от ощущения надвигающейся гибели.

В одном из моментов "Внутри", свернувшись в позу эмбриона на полу под одеялом в окружении пучков шнуров - образ, достойный капсулы времени времен пандемии, - Бернхэм, закрыв глаза, размышляет о том, в каком беспорядке мы оказались.

В фильме "Не смотри вверх" главный "пучеглазый саламандр", похожий на Стива Джобса и третий по богатству человек на планете, почти полностью ответственен за то, что комета столкнулась с Землей; его попытка на 11-й час погрузить камень в поисках материалов на триллионы долларов провалилась. В конце концов, он и горстка имущих спасаются на космическом корабле, оставляя оставшиеся миллиарды неимущих умирать.

В сравнении с Джеффом Безосом, одним из самых богатых людей на Земле, который в прошлом году отправился в космос на своей собственной ракете - путешествие, сопровождавшееся опустошительной пандемией (и мимолетной вспышкой на культурном радаре), - это не пародия... почти.

В конце фильма "Не смотри вверх" герой Леонардо Ди Каприо, неуклюжий астроном, ставший любимцем СМИ, произносит эмоциональный монолог. Глядя в камеру, он умоляет: "Что мы сделали с собой? Как нам это исправить?". Забавно. Мы только что спрашивали себя о том же.

49
5983
/nytimes-ru/tech/mogut-li-proizvedeniya-tipa-ne-smotri-vverkh-vyvesti-nas-iz-zadumchivosti/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Оставьте комментарий

Полезно знать

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Конвертер валют Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах