Космические язычники и смартфонные ведьмы: Где техника встречается с мистицизмом
26 ноября 2021Интернет позволяет нам открывать, выбирать и сочетать духовные традиции, которые подходят нам больше всего. На новой выставке художники исследуют связи между древними верованиями и футуристическими системами.
ДОРТМУНД, Германия - "Давайте использовать смартфоны и карты таро для связи с духами", - гласит надпись на стене, освещенной мягким ультрафиолетовым светом. "Давайте производить устройства D.I.Y., чтобы слушать невидимые миры".
Эти заклинания, напечатанные в виде обоев, являются частью "Манифеста киберсусликов" французской художницы Люсиль Олимп Хаут, инсталляции в рамках выставки "Техношаманизм", которая проходит в Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде, Германия, до 6 марта 2022 года. Групповая выставка, объединяющая работы 12 художников и коллективов, исследует связи между технологиями и эзотерическими системами верований предков.
В нашей жизни, всегда находящейся в режиме онлайн, сверхъестественное переживает момент высоких технологий. Духовность повсюду в наших лентах: Гуру самопомощи Дипак Чопра стал одним из основателей собственной платформы NFT, ведьмы читают таро на TikTok, а астрологическое приложение Co-Star, управляемое искусственным интеллектом, было загружено более 20 миллионов раз.
У доктора Джеффри А. Толберта, доцента, изучающего верования и цифровую этнографию в Пенсильванском государственном университете в Гаррисбурге, есть свое объяснение. "Благодаря глобализационному потенциалу Интернета люди получили доступ к традициям верований, которые раньше были им недоступны, - сказал он. В Соединенных Штатах все большее число людей считают себя "духовными", но не "религиозными", - отметил он, добавив, что интернет позволил этим людям обнаружить, выбрать и объединить духовные традиции, которые больше всего их привлекают.
Куратор "Техношаманизма" Инке Арнс во время недавней экскурсии по выставке сказала, что современные художники также признают широкое присутствие эзотерической духовности в цифровом пространстве. "Я спрашивала себя: "Как получилось, что в разных частях света существует этот странный интерес не только к возрождению знаний предков, но и к объединению их с технологиями?" - сказала она.
Часто ответ для художников сводится к беспокойству об окружающей среде, говорит Арнс. "Люди понимают, что мы находимся в очень тяжелой ситуации, - добавила она, - из-за сжигания угля и ископаемого топлива. И это не прекращается". По ее словам, древние системы верований, более близкие к природе, в сочетании с новыми технологиями дают художникам чувство надежды в противостоянии климатическому кризису.
Хотя технический прогресс часто рассматривается как вред для окружающей среды, художники, активисты из числа коренных народов и хакеры пытаются вернуть технологии для своих собственных, эзотерических целей, сказала Фабиана Борхес, бразильский исследователь и член сети под названием Tecnoxamanismo. Этот коллектив организует встречи и фестивали, на которых участники используют устройства, включая взломанных роботов D.I.Y., для связи с системами верований предков и миром природы.
На выставке в Дортмунде чувство надежды светится в нескольких работах, представляющих будущее людей за пределами Земли. Пятьдесят гравюр британской художницы Сюзанны Трейстер из серии "Техношаманские системы: Новые космологические модели для выживания" заполняют одну стену музея, мечтая о духовных возможностях выживания нашего вида.
На аккуратных, красочных бумажных работах Трейстер изображены летающие тарелки и звезды, выложенные в виде каббалистической диаграммы древа жизни, а также чертежи воображаемых научных систем и внеземной архитектуры. Поскольку такие миллиардеры, как Элон Маск и Джефф Безос, смотрят на космическое пространство как на следующий рубеж человеческой экспансии, Трейстер представил себе утопическую альтернативу: освоение космоса как процесс, в котором ритуалы и видения играют такую же роль, как солнечная энергия и искусственный интеллект.
По словам Арнса, многие эзотерические практики связывают сообщества с высшими силами, именно поэтому космос фигурирует в исследованиях духовности многих современных художников. "Это установление связи между микрокосмосом и макрокосмосом", - добавила она, создавая "идею мира, который включает в себя не только Землю".
Технологи, конечно, придумали более цифровой способ проникновения в новые миры: виртуальная реальность. Многие из основателей V.R. были заинтересованы в психоделических переживаниях, характерных для шаманских ритуалов. (Недавний бум церемоний аяхуаски, во время которых участники пьют психоактивное варево, показывает, что это влечение остается сильным). Исследователи из Университета Сассекса в Англии даже использовали V.R. для воспроизведения галлюцинаций от волшебного гриба.
На выставке "Техношаманизм" в Дортмунде несколько работ предлагают зрителю триппи-видения. V.R. работа Морехшина Аллахьяри "Она, которая видит неизвестное" представляет зловещую женщину-джинна; по просьбе художника гарнитуру V.R. надевают лежа в затемненном помещении, чтобы злобный дух угрожающе парил над зрителем. Другая работа, воспринимаемая через очки дополненной реальности, ведет зрителя через медитативный ритуал в гигантском святилище из папье-маше, сплетая спиралевидный световой путь с видеоголограммами.
Вместо того, чтобы изобретать свои собственные виртуальные духовные места, другие художники пытаются раскрыть утраченный смысл уже существующих. Например, Табита Резаир, чей сайт описывает ее как "бесконечность, воплотившуюся в агента исцеления", показывает киноинсталляцию, исследующую мегалитические каменные круги в Гамбии и Сенегале. В фильме, который демонстрируется на телевизоре с плоским экраном, установленном на полу музея, Резаире исследует первоначальное назначение древних мест с помощью документальных интервью с их местными хранителями, а также с астрономами и археологами. Опираясь на нумерологию, астрологию и традиционные африканские представления о космосе, интервью накладываются на гипнотические CGI-визуализации космического пространства.
По словам исследователя Борхес, технологии и духовность могут объединиться для сохранения древних культурных традиций, которые в противном случае могут быть утрачены. Она напомнила, что в 2016 году на фестивале, организованном ее сетью в штате Баия, Бразилия, подростки с мобильными телефонами записали ритуал полнолуния, проводимый членами коренной общины патаксо. По словам Борхеса, эти кадры, на которых видно, как люди патаксо в трансе говорят на своем древнем языке, позже были переданы исследователям местного университета, которые работают над расширением словаря.
Взаимодействие между новыми инструментами и эзотерическими практиками можно наблюдать во всех видах мистических практик, сказал Толберт из Пенсильванского университета. "Технологии всегда были частью духовности", - отметил он, приведя в пример медиумов, создающих собственные группы в Facebook, и охотников за привидениями, использующих детекторы электромагнитного поля. "Большинство из них, как мне кажется, не видят в этом никакого конфликта", - добавил он.
Возможно, как следует из "Манифеста киберведьм", между хакерами и ведьмами, программистами и экстрасенсами больше общего, чем можно было бы ожидать. Как сказал Толберт: "Что такое технология, если не способ для отдельного человека найти ответы?".
Эти заклинания, напечатанные в виде обоев, являются частью "Манифеста киберсусликов" французской художницы Люсиль Олимп Хаут, инсталляции в рамках выставки "Техношаманизм", которая проходит в Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде, Германия, до 6 марта 2022 года. Групповая выставка, объединяющая работы 12 художников и коллективов, исследует связи между технологиями и эзотерическими системами верований предков.
В нашей жизни, всегда находящейся в режиме онлайн, сверхъестественное переживает момент высоких технологий. Духовность повсюду в наших лентах: Гуру самопомощи Дипак Чопра стал одним из основателей собственной платформы NFT, ведьмы читают таро на TikTok, а астрологическое приложение Co-Star, управляемое искусственным интеллектом, было загружено более 20 миллионов раз.
У доктора Джеффри А. Толберта, доцента, изучающего верования и цифровую этнографию в Пенсильванском государственном университете в Гаррисбурге, есть свое объяснение. "Благодаря глобализационному потенциалу Интернета люди получили доступ к традициям верований, которые раньше были им недоступны, - сказал он. В Соединенных Штатах все большее число людей считают себя "духовными", но не "религиозными", - отметил он, добавив, что интернет позволил этим людям обнаружить, выбрать и объединить духовные традиции, которые больше всего их привлекают.
Куратор "Техношаманизма" Инке Арнс во время недавней экскурсии по выставке сказала, что современные художники также признают широкое присутствие эзотерической духовности в цифровом пространстве. "Я спрашивала себя: "Как получилось, что в разных частях света существует этот странный интерес не только к возрождению знаний предков, но и к объединению их с технологиями?" - сказала она.
Часто ответ для художников сводится к беспокойству об окружающей среде, говорит Арнс. "Люди понимают, что мы находимся в очень тяжелой ситуации, - добавила она, - из-за сжигания угля и ископаемого топлива. И это не прекращается". По ее словам, древние системы верований, более близкие к природе, в сочетании с новыми технологиями дают художникам чувство надежды в противостоянии климатическому кризису.
Хотя технический прогресс часто рассматривается как вред для окружающей среды, художники, активисты из числа коренных народов и хакеры пытаются вернуть технологии для своих собственных, эзотерических целей, сказала Фабиана Борхес, бразильский исследователь и член сети под названием Tecnoxamanismo. Этот коллектив организует встречи и фестивали, на которых участники используют устройства, включая взломанных роботов D.I.Y., для связи с системами верований предков и миром природы.
На выставке в Дортмунде чувство надежды светится в нескольких работах, представляющих будущее людей за пределами Земли. Пятьдесят гравюр британской художницы Сюзанны Трейстер из серии "Техношаманские системы: Новые космологические модели для выживания" заполняют одну стену музея, мечтая о духовных возможностях выживания нашего вида.
На аккуратных, красочных бумажных работах Трейстер изображены летающие тарелки и звезды, выложенные в виде каббалистической диаграммы древа жизни, а также чертежи воображаемых научных систем и внеземной архитектуры. Поскольку такие миллиардеры, как Элон Маск и Джефф Безос, смотрят на космическое пространство как на следующий рубеж человеческой экспансии, Трейстер представил себе утопическую альтернативу: освоение космоса как процесс, в котором ритуалы и видения играют такую же роль, как солнечная энергия и искусственный интеллект.
По словам Арнса, многие эзотерические практики связывают сообщества с высшими силами, именно поэтому космос фигурирует в исследованиях духовности многих современных художников. "Это установление связи между микрокосмосом и макрокосмосом", - добавила она, создавая "идею мира, который включает в себя не только Землю".
Технологи, конечно, придумали более цифровой способ проникновения в новые миры: виртуальная реальность. Многие из основателей V.R. были заинтересованы в психоделических переживаниях, характерных для шаманских ритуалов. (Недавний бум церемоний аяхуаски, во время которых участники пьют психоактивное варево, показывает, что это влечение остается сильным). Исследователи из Университета Сассекса в Англии даже использовали V.R. для воспроизведения галлюцинаций от волшебного гриба.
На выставке "Техношаманизм" в Дортмунде несколько работ предлагают зрителю триппи-видения. V.R. работа Морехшина Аллахьяри "Она, которая видит неизвестное" представляет зловещую женщину-джинна; по просьбе художника гарнитуру V.R. надевают лежа в затемненном помещении, чтобы злобный дух угрожающе парил над зрителем. Другая работа, воспринимаемая через очки дополненной реальности, ведет зрителя через медитативный ритуал в гигантском святилище из папье-маше, сплетая спиралевидный световой путь с видеоголограммами.
Вместо того, чтобы изобретать свои собственные виртуальные духовные места, другие художники пытаются раскрыть утраченный смысл уже существующих. Например, Табита Резаир, чей сайт описывает ее как "бесконечность, воплотившуюся в агента исцеления", показывает киноинсталляцию, исследующую мегалитические каменные круги в Гамбии и Сенегале. В фильме, который демонстрируется на телевизоре с плоским экраном, установленном на полу музея, Резаире исследует первоначальное назначение древних мест с помощью документальных интервью с их местными хранителями, а также с астрономами и археологами. Опираясь на нумерологию, астрологию и традиционные африканские представления о космосе, интервью накладываются на гипнотические CGI-визуализации космического пространства.
По словам исследователя Борхес, технологии и духовность могут объединиться для сохранения древних культурных традиций, которые в противном случае могут быть утрачены. Она напомнила, что в 2016 году на фестивале, организованном ее сетью в штате Баия, Бразилия, подростки с мобильными телефонами записали ритуал полнолуния, проводимый членами коренной общины патаксо. По словам Борхеса, эти кадры, на которых видно, как люди патаксо в трансе говорят на своем древнем языке, позже были переданы исследователям местного университета, которые работают над расширением словаря.
Взаимодействие между новыми инструментами и эзотерическими практиками можно наблюдать во всех видах мистических практик, сказал Толберт из Пенсильванского университета. "Технологии всегда были частью духовности", - отметил он, приведя в пример медиумов, создающих собственные группы в Facebook, и охотников за привидениями, использующих детекторы электромагнитного поля. "Большинство из них, как мне кажется, не видят в этом никакого конфликта", - добавил он.
Возможно, как следует из "Манифеста киберведьм", между хакерами и ведьмами, программистами и экстрасенсами больше общего, чем можно было бы ожидать. Как сказал Толберт: "Что такое технология, если не способ для отдельного человека найти ответы?".
49
5318
/nytimes-ru/tech/kosmicheskie-yazychniki-i-smartfonnye-vedmy-gde-tekhnika-vstrechaetsya-s-mistitsizmom/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Есть что добавить? #
Оставьте комментарий