Blue Origin проиграла судебную тяжбу по поводу контракта НАСА на посадку космического корабля SpaceX на Луну

5 ноября 2021

Федеральный судья отклонил аргумент ракетной компании Джеффа Безоса о том, что НАСА несправедливо предоставило контракт на лунную посадку компании Элона Маска.

Blue Origin проиграла судебную тяжбу по поводу контракта НАСА на посадку космического корабля SpaceX на Луну
В четверг федеральный судья отклонил последнюю юридическую попытку Джеффа Безоса отменить многомиллиардный контракт НАСА с компанией SpaceX Элона Маска. Это решение положило конец многомесячной борьбе между космическими компаниями двух богатейших людей мира, которая представляла собой значительное препятствие для планов НАСА по возвращению людей на Луну впервые с 1972 года.

Это решение делает практически несомненным, что когда бы американские астронавты ни вернулись на лунную поверхность, они будут путешествовать на космическом корабле, построенном компанией г-на Маска. Это еще одна победа SpaceX, компании, которая стала доминирующим игроком в орбитальных космических полетах, включая роль основного партнера НАСА в доставке астронавтов и грузов на Международную космическую станцию.

Однако НАСА не смогло работать над программой со SpaceX на время судебных тяжб Blue Origin, что может отсрочить возвращение на Луну.

"Это было разочаровывающе - не иметь возможности добиться прогресса", - сказала Пэм Мелрой, заместитель администратора НАСА, в интервью в среду перед обнародованием решения. Она добавила, что встреча с компанией для оценки сроков лунной миссии является "очень приоритетной задачей" для НАСА теперь, когда судебный процесс завершился в его пользу.

Blue Origin подала в суд на NASA в августе, утверждая, что агентство несправедливо присудило SpaceX в апреле контракт стоимостью 2,9 миллиарда долларов на проведение первых двух полетов на Луну. Контрактная вражда стала одним из многих отраслевых конфликтов, отражающих столкновение амбиций двух предпринимателей, которые вливают миллиарды долларов в конкурирующие попытки нормализовать космические перевозки.

Запуски, ставшие предметом спора, должны стать частью программы Artemis, основной программы НАСА по созданию американского присутствия на поверхности Луны. Вожделенный контракт на доставку людей на Луну стал бы решающим подспорьем для авторитета компании Blue Origin, которая уже летала на туристическом корабле к краю космоса, но не смогла реализовать свои амбиции по созданию ракеты, способной поднимать грузы на орбиту для НАСА и Министерства обороны. После проигрыша SpaceX компания г-на Безоса в течение нескольких месяцев вела юридическую борьбу, активно лоббировала свои интересы и жаловалась общественности.

В четверг судья Ричард А. Хертлинг из Федерального суда США отклонил аргументы Blue Origin и встал на сторону NASA и SpaceX, нанеся Blue Origin второе поражение после того, как она впервые безуспешно опротестовала контракт SpaceX в государственном надзорном органе в начале этого года. Однако полный текст постановления и его обоснование не разглашаются. Какими бы ни были доводы судьи, у Blue Origin мало других юридических возможностей оспорить контракт.

"Это не то решение, которого мы хотели, - написал г-н Безос в Твиттере после вынесения решения, - но мы уважаем решение суда и желаем NASA и SpaceX полного успеха в выполнении контракта".

Представитель Blue Origin заявил, что иск компании подчеркнул то, что она считает "важными вопросами безопасности" в попытке НАСА выделить средства на лунный корабль, "которые еще предстоит решить", но добавил: "Мы с нетерпением ждем известий от НАСА о дальнейших шагах" для будущих конкурсов лунных кораблей по программе Artemis (Blue Origin выиграла 25 миллионов долларов от НАСА в сентябре в скромной программе проектирования лунного корабля).

Пресс-секретарь НАСА заявила, что агентство планирует возобновить работу со SpaceX "как можно скорее", и добавила, что в следующем году будут объявлены контракты на дополнительные лунные миссии.

В то время как SpaceX не дала комментариев, г-н Маск, реагируя на решение суда, разместил в Twitter изображение со ссылкой на "Судью Дредда", антиутопический научно-фантастический комикс и фильм, которое гласило: "Вас осудили".


Компания Blue Origin в партнерстве с Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper разработала и предложила НАСА свой лунный корабль Blue Moon стоимостью 5,9 миллиарда долларов. Компания надеялась, что собрать команду аэрокосмических тяжеловесов будет слишком выгодно для НАСА, чтобы отказаться.

Изначально НАСА хотело выбрать две разные системы лунного корабля на случай, если одна из них отстанет в процессе разработки. Но оно было ограничено финансированием со стороны Конгресса, который в прошлом году выделил лишь четверть того, что Белый дом запросил на программу. В итоге НАСА отдало контракт только SpaceX, поскольку предложение компании было вдвое дешевле, чем предложение Blue Origin по программе "Голубая Луна".

Средства NASA, которые теперь разблокированы благодаря победе агентства в суде, помогут подпитать вихревую разработку Starship, полностью многоразовой системы, которая является центральным элементом амбиций г-на Маска по отправке людей на Марс. Компания разрабатывает и проводит испытательные запуски ракеты на своих быстро расширяющихся объектах в Южном Техасе. После нескольких испытаний, закончившихся взрывами, компания завершила высотный полет, успешно приземлившись в мае. В ближайшем будущем компания планирует провести орбитальные испытания космического корабля без пассажиров на борту.

Контракт с НАСА предусматривает два полета звездолета на Луну и обратно, причем во втором полете будут участвовать американские астронавты. Заявленный НАСА срок высадки на Луну, впервые объявленный администрацией Трампа, - 2024 год.

Но этот срок считался нереальным еще до того, как компания Blue Origin начала судебные тяжбы, которые вынудили НАСА приостановить работу со SpaceX на шесть месяцев.

В первоначальном протесте Blue Origin в Управление правительственной отчетности, поданном в апреле, компания утверждала, что НАСА должно было отменить или изменить правила программы, когда поняло, что не может позволить себе две системы посадки (другая компания, Dynetics, подала аналогичную жалобу). Отклонив этот аргумент, управление постановило, что НАСА справедливо оценило предложения. Хотя оно согласилось с тем, что НАСА неправомерно отказалось от одного требования для SpaceX, эта ошибка была не настолько серьезной, чтобы пересматривать конкурс.

Последующая жалоба Blue Origin в суд была в основном посвящена этому отказу НАСА, который позволил SpaceX пропустить некоторые правительственные проверки безопасности, чтобы приспособить свой новый план запуска дюжины или около того ракет-"танкеров", которые будут заправлять топливом два лунных звездолета, говорится в юридических документах по спору с G.A.O.. Вместо того, чтобы проводить проверку для каждого запуска, как изначально требовало НАСА, агентство разрешило SpaceX предложить всего три проверки: по одной для каждого запуска лунного звездолета и одну, охватывающую все запуски баков.

Blue Origin ссылалась на этот отказ в поддержку своего заявления о том, что НАСА предоставило SpaceX несправедливое преимущество.

Во время судебного разбирательства Blue Origin предприняла лоббистские усилия в Конгрессе, чтобы заставить НАСА добавить еще одну компанию в программу посадки. Лоббисты компании пытались представить звездолет SpaceX как рискованный и "чрезвычайно сложный" в материалах, которые они распространяли среди законодателей. Лоббисты SpaceX противодействовали, фактически выставляя Blue Origin в роли обиженного неудачника и заявляя, что компания планирует проводить проверки с НАСА перед каждым запуском звездолета.

Однако НАСА не поддалось давлению Blue Origin и указало на свою цель - начать в следующем году еще один конкурс лунных кораблей. Остается неизвестным, какой объем финансирования на эти миссии получит агентство от Конгресса, погруженного в бюджетные баталии по поводу программы социальных расходов президента Байдена.

А поскольку конкуренция в космосе между г-ном Безосом и г-ном Маском разгорается и привлекает все больше внимания общественности, сенатор Берни Сандерс из Вермонта и другие прогрессивные законодатели вмешались в космическую политику, выступая против дополнительных денег на лунные корабли в рамках своей критики миллиардеров.

"Они находятся не в том лагере и не знают этого", - сказала Лори Гарвер, бывший заместитель администратора НАСА при президенте Бараке Обаме, о прогрессистах, которые выступают против выделения дополнительных средств на программы НАСА по посадке на Луну.

Она и другие эксперты в области космических полетов отмечают, что модель финансирования НАСА для лунного корабля и других программ заставляет космические компании, поддерживаемые миллиардерами, платить больше собственных средств, чем в случае более традиционного партнерства НАСА с Boeing, Lockheed Martin и другими лидерами аэрокосмической отрасли.

"Члены Конгресса, которые говорят, что НАСА нужен второй конкурент, и не дают денег, на самом деле просто оказывают услугу тому самому агентству, о котором они говорят, что заботятся", - добавила г-жа Гарвер.

Независимо от того, получит ли Blue Origin контракт на посадку на Луну в будущем, компания нацелилась на другие цели. В прошлом месяце она объявила о партнерстве по созданию частной космической станции Orbital Reef, которая в перспективе заменит Международную космическую станцию. Это может стать еще одним способом для г-на Безоса достичь цели, которая, по его словам, побудила его основать Blue Origin: чтобы "миллионы людей жили и работали в космосе".

49
5134
/nytimes-ru/tech/blue-origin-proigrala-sudebnuyu-tyazhbu-po-povodu-kontrakta-nasa-na-posadku-kosmicheskogo-korablya-s/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Оставьте комментарий

Полезно знать

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Конвертер валют Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах