Алан Лапидус, архитектор отелей и казино, умер в 85 лет
21 октября 2021Он пошел по стопам своего отца-архитектора Морриса, построив блистательные достопримечательности на Таймс-сквер, в Лас-Вегасе и Атлантик-Сити, где клиентом был Дональд Трамп.

Алан Лапидус, нью-йоркский архитектор с игривым и прагматичным стилем, проектировавший большие отели и казино, умер 15 октября в своем доме в Неаполе, штат Мэн. Ему было 85 лет.
Причиной смерти стал рак простаты, сообщил его сын, Адам Лапидус.
В наследие г-на Лапидуса вошли возвышающийся на Манхэттене отель Crowne Plaza Times Square, дизайн которого напоминал ослепительный музыкальный автомат Wurlitzer; ныне разрушенный отель и казино Trump Plaza в Атлантик-Сити; комплекс отелей и казино Caesar's Palace в Лас-Вегасе; отель Hilton в Disney World в Орландо.
Прежде чем открыть собственную студию в 1976 году, г-н Лапидус в течение 13 лет работал на своего отца, Морриса, грозного дизайнера ярких постмодернистских отелей в Майами-Бич - среди них Fontainebleau, Eden Roc и Americana, - которые завоевали коммерческий успех, а также своего рода дурную славу среди презрительных критиков того времени. (Позже эти здания стали считаться архитектурной классикой).
Но Алан Лапидус, если не его отец, получил некоторое положительное признание в 1972 году в связи с единственным проектом фирмы Морриса Лапидуса, который когда-либо вызывал похвалу, пусть и осторожную, со стороны Ады Луис Хакстебл, тогдашнего архитектурного критика газеты "Нью-Йорк Таймс". Это было связано с общественным бассейном и комплексом отдыха в нищем Бедфорд-Стаувесант, Бруклин.
Г-жа Хакстейбл писала, что, хотя Моррис Лапидус, умерший в 2001 году, задумал проект, с приходом в фирму Алана Лапидуса появилась "новая философия дизайна", проявившаяся в таких проектах, как бассейн, который, по ее мнению, "не блеск, а серьезное, сложное решение" проблемы городской бедноты. Она назвала его "хорошим и подходящим".
"Я никогда не упоминал об этой рецензии своему отцу, но он, конечно, читал ее", - написал Алан Лапидус (произносится как LAP-ih-dus) в своих мемуарах "Все по дизайну: Моя жизнь архитектора" (2007). "И он никогда не говорил об этом мне".
Г-н Лапидус не пытался превзойти своего отца, девизом которого было "слишком много - никогда не достаточно". Но он следовал его советам, проектируя дворцовые жилища и вместительные игорные залы, чтобы создать "театр с участием", писал он, в котором гости могли бы "побаловать себя и воплотить свои фантазии".
"Его теория заключалась в том, что если вы создадите декорации на сцене и она будет грандиозной, то каждый, кто войдет, сыграет свою роль", - говорит Алан Лапидус. Он взял на вооружение еще одну аксиому своего отца: "Проектируй для клиентов своих клиентов".
Для этого, например, потребовалось использовать фигурные мотивы, чтобы устранить длинные мрачные коридоры, или окна, расположенные ниже уровня пола, чтобы сделать гостиничные номера светлее, а гости чувствовали себя выше. Это также означает, что в отеле должно быть много магазинов и спа-салонов.
"Главная забота руководства каждого казино, которое я проектировал, - говорит г-н Лапидус, - заключалась в том, как занять жену или подругу и держать ее подальше от своего мужчины, пока он проигрывает деньги по ипотеке".
Алан Харви Лапидус родился 27 сентября 1936 года в Бруклине и вырос в районе Флэтбуш. Его отец был иммигрантом из черноморского города Одессы. Его мать - Беатрис (Перлман) Лапидус, домохозяйка.
Он окончил среднюю школу Мидвуда, где был признан "лучшим писателем", хотя среди его одноклассников был Эрих Сигал, будущий профессор классики Йельского университета, написавший бестселлер "История любви" и другие книги. Если бы не давление со стороны семьи, которая заставляла его поступать иначе, сказал однажды г-н Лапидус, он бы тоже стал писателем.
Но, по его словам, он стал более благосклонным к архитектуре после того, как увидел, как Гэри Купер, играющий архитектора в фильме 1949 года "Фонтанная голова", испытывает страсть к дочери своего босса. ("Это отбросит все мысли о стоматологической школе на второй план", - написал г-н Лапидус).
Он поступил в Тринити-колледж в Хартфорде, штат Коннектикут, но бросил учебу после второго курса, чтобы пойти в армию. Затем он учился в Колумбийской школе общих исследований и окончил архитектурную школу университета в 1963 году.
Его браки с Рошель Гринберг и Нэнси Хоффман закончились разводом. Помимо сына от брака с г-жой Гринберг, его пережила жена Кэролайн Уортингтон, концертирующая виолончелистка, и четверо внуков.
Г-н Лапидус также был лицензированным пилотом и, работая архитектором, служил в качестве офицера вспомогательной полиции в Нью-Йорке. По его словам, в его карьере проектировщика были встречи с клиентами, связанными с организованной преступностью, и эпизод, когда четыре правительственных агента выдавали себя за сотрудников его фирмы во время полета в Гавану, когда администрация Клинтона тайно пыталась нормализовать отношения с Кубой.
Среди других проектов, над которыми работал г-н Лапидус, - отель Gild Hall в финансовом районе Манхэттена и курортный отель El Conquistador в Пуэрто-Рико.
В своей книге он не мог не похвалить Дональда Дж. Трампа, который нанял г-на Лапидуса для проектирования шикарного отеля и казино Trump Plaza в Атлантик-Сити. (Однако жизнь этого здания была относительно короткой. Открытое в 1984 году, оно было снесено в феврале, менее чем через месяц после того, как г-н Трамп покинул Белый дом, и примерно через дюжину лет после того, как он порвал связи с отелем и казино в результате серии заявлений о банкротстве, хотя его имя осталось связанным с ним).
Г-ну Лапидусу было 18 лет, когда он впервые познакомился с г-ном Трампом, который в то время был еще мальчиком, через их отцов. В то время, в середине 1950-х годов, Моррис Лапидус работал с застройщиком Фредом Трампом над жилым комплексом в Бруклине. В своей книге г-н Лапидус назвал Дональда Трампа "самым порядочным застройщиком, с которым я когда-либо работал".
Однако он не так высоко оценивает свою профессию, учитывая, что его карьера включала банкротство и частичное обрушение здания, над которым он работал в Пуэрто-Рико.
Имея дело с застройщиками, кредиторами и привередливыми клиентами и обнаружив, что только около одной трети разработанных им сооружений действительно были построены, г-н Лапидус пришел к выводу в своих мемуарах, что "самый надежный способ разбогатеть на проектировании зданий - это не столько проектировать их, сколько владеть ими".
"Архитектуру называют "второй древнейшей профессией", - писал он, - но иногда она имеет близкое сходство со своей старшей сестрой".
Причиной смерти стал рак простаты, сообщил его сын, Адам Лапидус.
В наследие г-на Лапидуса вошли возвышающийся на Манхэттене отель Crowne Plaza Times Square, дизайн которого напоминал ослепительный музыкальный автомат Wurlitzer; ныне разрушенный отель и казино Trump Plaza в Атлантик-Сити; комплекс отелей и казино Caesar's Palace в Лас-Вегасе; отель Hilton в Disney World в Орландо.
Прежде чем открыть собственную студию в 1976 году, г-н Лапидус в течение 13 лет работал на своего отца, Морриса, грозного дизайнера ярких постмодернистских отелей в Майами-Бич - среди них Fontainebleau, Eden Roc и Americana, - которые завоевали коммерческий успех, а также своего рода дурную славу среди презрительных критиков того времени. (Позже эти здания стали считаться архитектурной классикой).
Но Алан Лапидус, если не его отец, получил некоторое положительное признание в 1972 году в связи с единственным проектом фирмы Морриса Лапидуса, который когда-либо вызывал похвалу, пусть и осторожную, со стороны Ады Луис Хакстебл, тогдашнего архитектурного критика газеты "Нью-Йорк Таймс". Это было связано с общественным бассейном и комплексом отдыха в нищем Бедфорд-Стаувесант, Бруклин.
Г-жа Хакстейбл писала, что, хотя Моррис Лапидус, умерший в 2001 году, задумал проект, с приходом в фирму Алана Лапидуса появилась "новая философия дизайна", проявившаяся в таких проектах, как бассейн, который, по ее мнению, "не блеск, а серьезное, сложное решение" проблемы городской бедноты. Она назвала его "хорошим и подходящим".
"Я никогда не упоминал об этой рецензии своему отцу, но он, конечно, читал ее", - написал Алан Лапидус (произносится как LAP-ih-dus) в своих мемуарах "Все по дизайну: Моя жизнь архитектора" (2007). "И он никогда не говорил об этом мне".
Г-н Лапидус не пытался превзойти своего отца, девизом которого было "слишком много - никогда не достаточно". Но он следовал его советам, проектируя дворцовые жилища и вместительные игорные залы, чтобы создать "театр с участием", писал он, в котором гости могли бы "побаловать себя и воплотить свои фантазии".
"Его теория заключалась в том, что если вы создадите декорации на сцене и она будет грандиозной, то каждый, кто войдет, сыграет свою роль", - говорит Алан Лапидус. Он взял на вооружение еще одну аксиому своего отца: "Проектируй для клиентов своих клиентов".
Для этого, например, потребовалось использовать фигурные мотивы, чтобы устранить длинные мрачные коридоры, или окна, расположенные ниже уровня пола, чтобы сделать гостиничные номера светлее, а гости чувствовали себя выше. Это также означает, что в отеле должно быть много магазинов и спа-салонов.
"Главная забота руководства каждого казино, которое я проектировал, - говорит г-н Лапидус, - заключалась в том, как занять жену или подругу и держать ее подальше от своего мужчины, пока он проигрывает деньги по ипотеке".
Алан Харви Лапидус родился 27 сентября 1936 года в Бруклине и вырос в районе Флэтбуш. Его отец был иммигрантом из черноморского города Одессы. Его мать - Беатрис (Перлман) Лапидус, домохозяйка.
Он окончил среднюю школу Мидвуда, где был признан "лучшим писателем", хотя среди его одноклассников был Эрих Сигал, будущий профессор классики Йельского университета, написавший бестселлер "История любви" и другие книги. Если бы не давление со стороны семьи, которая заставляла его поступать иначе, сказал однажды г-н Лапидус, он бы тоже стал писателем.
Но, по его словам, он стал более благосклонным к архитектуре после того, как увидел, как Гэри Купер, играющий архитектора в фильме 1949 года "Фонтанная голова", испытывает страсть к дочери своего босса. ("Это отбросит все мысли о стоматологической школе на второй план", - написал г-н Лапидус).
Он поступил в Тринити-колледж в Хартфорде, штат Коннектикут, но бросил учебу после второго курса, чтобы пойти в армию. Затем он учился в Колумбийской школе общих исследований и окончил архитектурную школу университета в 1963 году.
Его браки с Рошель Гринберг и Нэнси Хоффман закончились разводом. Помимо сына от брака с г-жой Гринберг, его пережила жена Кэролайн Уортингтон, концертирующая виолончелистка, и четверо внуков.
Г-н Лапидус также был лицензированным пилотом и, работая архитектором, служил в качестве офицера вспомогательной полиции в Нью-Йорке. По его словам, в его карьере проектировщика были встречи с клиентами, связанными с организованной преступностью, и эпизод, когда четыре правительственных агента выдавали себя за сотрудников его фирмы во время полета в Гавану, когда администрация Клинтона тайно пыталась нормализовать отношения с Кубой.
Среди других проектов, над которыми работал г-н Лапидус, - отель Gild Hall в финансовом районе Манхэттена и курортный отель El Conquistador в Пуэрто-Рико.
В своей книге он не мог не похвалить Дональда Дж. Трампа, который нанял г-на Лапидуса для проектирования шикарного отеля и казино Trump Plaza в Атлантик-Сити. (Однако жизнь этого здания была относительно короткой. Открытое в 1984 году, оно было снесено в феврале, менее чем через месяц после того, как г-н Трамп покинул Белый дом, и примерно через дюжину лет после того, как он порвал связи с отелем и казино в результате серии заявлений о банкротстве, хотя его имя осталось связанным с ним).
Г-ну Лапидусу было 18 лет, когда он впервые познакомился с г-ном Трампом, который в то время был еще мальчиком, через их отцов. В то время, в середине 1950-х годов, Моррис Лапидус работал с застройщиком Фредом Трампом над жилым комплексом в Бруклине. В своей книге г-н Лапидус назвал Дональда Трампа "самым порядочным застройщиком, с которым я когда-либо работал".
Однако он не так высоко оценивает свою профессию, учитывая, что его карьера включала банкротство и частичное обрушение здания, над которым он работал в Пуэрто-Рико.
Имея дело с застройщиками, кредиторами и привередливыми клиентами и обнаружив, что только около одной трети разработанных им сооружений действительно были построены, г-н Лапидус пришел к выводу в своих мемуарах, что "самый надежный способ разбогатеть на проектировании зданий - это не столько проектировать их, сколько владеть ими".
"Архитектуру называют "второй древнейшей профессией", - писал он, - но иногда она имеет близкое сходство со своей старшей сестрой".
49
4993
/nytimes-ru/business/alan-lapidus-arkhitektor-oteley-i-kazino-umer-v-85-let/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Есть что добавить? #
Оставьте комментарий