Риск репутации
23 марта 2023Что такое риск репутации?
Риск репутации — это имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, который возникает из-за неблагоприятного восприятия имиджа финансового учреждения клиентами, контрагентами, акционерами (участниками) или органами надзора. Это влияет на способность банка устанавливать новые отношения с контрагентами, предоставлять новые услуги или поддерживать существующие отношения.
Риск репутации может привести банк (или его руководителей) к финансовым потерям или уменьшению клиентской базы. Этот риск имеет место на всех уровнях организации, и поэтому банки должны ответственно относиться к своим отношениям с клиентами и обществом.
Восприятие имиджа банка можно разделить на:
- восприятие рынком, например, нынешними или потенциальными клиентами,
контрагентами, акционерами (участниками); - восприятие органами государственного регулирования, например, Национальным банком, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственной налоговой администрацией, иными уполномоченными органами.
Компоненты системы управления рисками в отношении риска репутации
Система управления риском репутации банка состоит из регламентных документов — политик, положений, процедур, процессов и т.п., которые утверждаются в соответствии с выбранной формой корпоративного управления с учетом размера банка и сложности его операций.
Система управления риском репутации должна включать следующее:
- политику и положения по управлению риском репутации, которые должны быть рассмотрены и утверждены в соответствии с выбранной банком формой корпоративного управления. Эти политика и положения должны периодически пересматриваться и охватывать стандарты работы с клиентами и другими внешними сторонами, работу с информацией и наём персонала с соответствующей положительной репутацией;
- информационную систему управления (формы отчетности, схемы документооборота и т.д.) для наблюдательного совета, правления или профильных коллегиальных органов банка по мониторингу уязвимости всех видов деятельности банка касательно риска репутации;
- процесс контроля за репутацией клиентов банка во избежание контактов с клиентами с неудовлетворительной репутацией, которые (контакты) могут негативно повлиять на репутацию самого банка.
Кроме того, для адекватного управления риском репутации банк может проводить регулярный мониторинг сообщений средств массовой информации о банке, связанных с ним структур и клиентов с целью принятия соответствующих мер, направленных на поддержание и восстановление положительной репутации банка и его имиджа.
Оценка риска репутации
Для оценки риска репутации работники надзора учитывают следующие факторы:
- восприятие рынком или обществом менеджмента и финансовой устойчивости банка, продуктов или услуг, которые предлагает банк;
- желание и способность руководства банка корректировать бизнес-стратегии в соответствии с изменениями в законодательстве, рынка или других факторов (например, прекращение или ограничение действия отдельных пунктов лицензии, изменение статуса банка);
- практика работы банка по анализу перспектив расширения спектра продуктов и услуг и разработки соответствующей внутренней нормативной базы, в том числе по проверке клиентов и получения информации о них. Перспективы сохранения такой практики в дальнейшем;
- объем услуг доверительного управления и условия их осуществления;
- характер и объем жалоб и обращений от клиентов и способность и желание руководства соответственно реагировать на них;
- наличие очень громкого или заметного судебного дела, которое негативно влияет на имидж банка;
- штрафы, пени и другие финансовые убытки, причиненные банку в прошлом в результате привлечения банка (или его руководителей) к административной, гражданской или уголовной ответственности;
- результаты проверок уполномоченных органов государственного регулирования, желание и способность руководства соответственно реагировать на их рекомендации;
- участие банка в Фонде гарантирования вкладов физических лиц.
Совокупный риск репутации может быть определен как «низкий», «умеренный» или «высокий», а направление его изменения — как «уменьшающееся», «стабильное» или «растущее».