Надбавки к ценам
28 мая 2023Надбавки к ценам — дополнительная плата к оптовым, розничным и закупочным ценам, производимая потребителем продукции (товаров) сверх предусмотренной прейскурантом основной цены.
Надбавки к ценам призваны экономически стимулировать технический прогресс и улучшение качества производимой продукции (товаров), заготавливаемых сельскохохяйственных продуктов и промышленного сырья. Такие надбавки использовались для возмещения экономически обоснованных дополнительных затрат на улучшение качества продукции в бывшем СССР. Типичные надбавки:
- к оптовым ценам за улучшение эксплуатационных и потребительских свойств продукции по сравнению с показателями стандартов или технических условий;
- за производство продукции по требованию заказчика в особом, в частности экспортном, тропическом исполнении;
- за подбор партии хотя и стандартной продукции, но с преобладанием в ней определенных сортов или спецификаций товара и т.п.
Надбавки к ценам в бывшем СССР регламентировались прейскурантами.
В рыночной экономике надбавки (скидки) к ценам широко применяются фирмами и отдельными предпринимателями на различных стадиях коммерческой деятельности. При оптовых двусторонних сделках в договорах и контрактах широко практикуются отступления от прейскурантных цен поставщика в ту или иную сторону.
Прейскурантная цена по существу является сугубо номинальной и корректируется различными надбавками (скидками) к цене, не предусмотренными прейскурантами или другими нормативными документами. Эти коррективы вносятся под влиянием конъюнктуры рынка, в зависимости от размера партии товара, условий платежа, стремления к расширению сбыта на определенных рынках или среди определенного круга покупателей, сроков заказа и поставки товара, встречных льгот, предоставляемых продавцом и покупателем друг другу, и других факторов рынка (см. Бонификация, Рефакция, Скидки).
Исчисление надбавки к ценам производится или в размере денежной суммы на единицу продукции, или в процентах к установленным ценам.