Избыточное покрытие
28 мая 2023Избыточное покрытие (overcollaterization) — избыточное покрытие, возникающее когда стоимость секьюритизированных активов превышает номинальную стоимость эмитированных ценных бумаг. Степень избыточности определяется возможными потерями стоимости активов и размером транзакционных издержек в случае их реализации.
Избыточное покрытие (оверколлатеризация) предполагает продажу специальному юридическому лицу (Special Purpose Vehicle, SPV) – специально созданной компании, единственным предназначением которой является эмиссия ценных бумаг, обеспеченных приобретенными у оригинатора активами — финансовых активов, стоимость которых превышает необходимый объем для погашения ценных бумаг SPV. Другими словами, стоимость уступленных требований на несколько (обычно на 5-10) процентов выше размеров выплат, обещанных инвесторам в обеспеченные активами ценные бумаги.
Необходимая доля избыточного покрытия определяется совместно рейтинговым агентством и андеррайтером в зависимости от вида и качества секьюритизируемых активов и качественных характеристик участников сделки (оригинатора, сервисера, страны, где размещаются и обращаются обеспеченные ценные бумаги).
Излишек денежных средств, остающийся после выплаты всех вознаграждений и купонных платежей владельцам ценных бумаг, возвращается инициатору сделки секьюритизации. Если за время обращения обеспеченных активами бумаг спецюрлица не происходит массовых дефолтов, остатки активов продаются или возвращаются оригинатору. В случае дефолтов первые 5-10 % потерь (в зависимости от величины избыточного покрытия) покрываются за счет избыточного обеспечения.
Можно выделить следующие преимущества избыточного покрытия:
- гарантированное покрытие потерь в пределах излишка покрытия;
- простота для понимания с позиций инвесторов в обеспеченные активами ценные бумаги;
- возврат оригинатору избытка средств, не использованных на покрытие потерь.
К недостаткам данного способа кредитной поддержки можно отнести:
- неполное покрытие риска ликвидности и кредитного риска;
- высокие расходы на привлечение капитала, поскольку оригинатор за проданные активы получает меньший объем финансирования;
- ориентированность на консервативного инвестора, готового получать низкий процент по высоконадежным активам.