Надзор на основе оценки рисков
28 мая 2023Надзор на основе оценки рисков (Risk-Based Supervision) — внутренний процесс Национального банка, предназначенный для обеспечения большей последовательности и эффективности инспекций и других видов надзорной деятельности. Для организации процесса управления рисками в банках Национальный банк России разработал Методические рекомендации по организации и функционированию систем риск-менеджмента в банках России.
Надзор на основе оценки рисков является подходом, который используется для ведения непрерывного надзора с целью направления внимания инспекторов на наиболее значительные риски, что позволяет органам надзора больше внимания уделять тем учреждениям, видам деятельности, операциям или продуктам, с которыми связаны наибольшие риски. На сегодняшний день надзор на основе оценки рисков стал мировым стандартом.
Основанием для внедрения надзора на основе оценки рисков является непрерывный надзор, который еще называют циклом надзора, то есть последовательным процессом, который никогда не прекращается.
Историческое развитие процесса надзора за рисками основывается на совершенствовании оценки рисков по системе CAMELS, организации непрерывного надзора, внедрении банками собственных систем управления рисками и, как наивысшая форма — развитие надзора на основе оценки рисков.
Однако, следует иметь в виду, что надзор на основе оценки рисков не является заменой CAMELS. Например, Американское Управление контролера денежного обращения признает CAMELS как составляющую надзора на основе оценки рисков. Использование системы CAMELS основывается на фактических результатах деятельности банка для получения заключения о его текущем состоянии, а надзор на основе оценки рисков позволяет сосредоточить внимание работников надзора на сферах существующего или потенциального риска, то есть является более дальновидным.
Надзор на основе оценки рисков позволяет четко определить направление риска, обеспечивает раннее вмешательство или соответствующие меры относительно сфер, в которых риск существенно возрастает без соответствующего контроля или систем управления.
Для разработки и внедрения надзора на основе оценки рисков необходимо:
- внедрение непрерывного надзора, согласно которому орган надзора был бы постоянно и регулярно информирован о состоянии дел в банке;
- разработка органами надзора соответствующего методического обеспечения системы оценки рисков;
- разработка и внедрение банками собственных систем управления рисками.
Органы надзора могут помогать в этом процессе, разрабатывая пруденциальные стандарты для ключевых сфер риска.
Позиция Национального банка по надзору за всеми банками сосредоточивается, прежде всего, на оценке уровня риска. Банки с повышенным риском или сферы деятельности с повышенными параметрами риска требуют большего внимания со стороны органов банковского надзора. Применяя этот общий подход ко всем учреждениям, Национальный банк признает различные уровни сложности риска, которым подвергаются банки. Главная цель Национального банка при оценке рисков заключается в обеспечении качественного надзора, направленного на определение существенных существующих или потенциальных проблем в отдельных банках или в банковской системе в целом, а также на обеспечение надлежащего устранения таких проблем.
Используя надзор на основе оценки рисков, представители банковского надзора Национального банка (работников надзора) определяют, как определенные существующие или потенциальные проблемы, с которыми сталкивается банк или банковская система, влияют на характер и уровень рисков в этом банке. По результатам оценки рисков надзорные составляют планы и определяют действия надзора.
Надзор на основе оценки рисков является углубленным продолжением надзорной функции, которая основывается на рисках. Такой углубленный подход позволяет разработать и предложить для использования унифицированные определения рисков, структуру для оценки этих рисков и интегрированный порядок осуществления оценки рисков в процессе надзора.
Банки, осуществляя банковские операции с целью получения прибыли, постоянно подвергаются опасности. Поэтому согласно концепции надзора на основе оценки рисков ответственность за контроль рисков возлагается на руководство и наблюдательный совет банка. Национальный банк определяет, насколько хорошо банк управляет рисками в течение определенного периода, а не только оценивает состояние на определенный момент времени. В условиях надзора на основе оценки рисков Национальный банк России действует преимущественно как надзиратель, а не как ревизор. Надзор на основе оценки рисков позволяет Национальному банку осуществлять превентивный надзор, сосредотачиваясь на рисках отдельных банков и системных рисках банковской системы.
Использование надзора на основе оценки рисков позволяет определить сферы деятельности, которые в совокупности могут составить неприемлемый уровень риска для банковской системы. Когда речь идет о высокорисковых видах деятельности или видах деятельности, которые стали особенно рисковыми через рыночные условия, Национальный банк России преследует цель оказать влияние на банковскую систему через взаимодействие с ней с помощью непосредственного надзора, а также через соответствующие нормативно-правовые акты Национального банка России.
В ситуациях, когда конкретный банк не управляет должным образом своими рисками, Национальный банк России будет принимать соответствующие меры воздействия к руководству банка с целью приведения его действий в соответствие с основополагающими принципами банковской деятельности.
Некоторые риски являются неотъемлемой частью банковской деятельности. Надзор на основе оценки рисков признает существование этих рисков и пытается использовать надзорные ресурсы наиболее эффективным образом. Например, параметры рисков обосновываются по результатам проведения ограниченного по объему тестирования во время инспекций, направленного на подтверждение того, внедрены ли соответствующие меры контроля. Этим подтверждаются первоначальные результаты определения параметров рисков и оказывается помощь в разработке программ надзора на основе параметров рисков отдельных банков. Процесс определения параметров рисков является существенным для разработки циклов надзора и выбора инструментов надзора. Риски, которым подвергается банковский сектор, разнообразны и сложны. Более существенные и сложные риски требуют усиленных мер контроля и мониторинга как со стороны банка, так и со стороны Национального банка России.
Надзор на основе оценки рисков предусматривает направление больших ресурсов в сферы повышенного риска. Национальный банк России достигает этого с помощью:
- выявления рисков с использованием унифицированных определений, что обеспечивает основу для выводов и действий надзора;
- измерения риска на основе унифицированных факторов оценки, поскольку количество риска не всегда измеряется в денежном выражении, а может быть относительной оценкой суммы возможных потерь;
- оценки адекватности управления рисками;
- направления больших ресурсов в сферы повышенного или растущего риска как в рамках одного банка, так и в банковской системе в целом;
- использования соответствующих инструментов надзора, в зависимости от выявленных рисков, формулирования выводов относительно параметров и уровня рисков, а также определения мер по дальнейшему контролю выявленных проблем.
(См. Органы управления рисками в банке, Риск-менеджмент, Риски банковской деятельности, Система оценки риска).