Методы регулирования инфляции

31 марта 2023

В развитии инфляционного процесса имеет место «критическая точка», при прохождении которой инфляция вступает в качественно иную стадию, когда дальнейший рост денежной массы и денежных доходов отдельных экономических субъектов становится нецелесообразным.

Долгое время экономическая наука и практика оценивали инфляцию исключительно отрицательно. Начиная с 60-х годов прошлого века отношение к инфляции несколько изменилось, стало более дифференцированным. Большинство экономистов (зарубежных и отечественных) признало, что «ползучая» инфляция имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие и только на высших стадиях приобретает разрушительный характер. Поэтому и проблема борьбы с инфляцией приобрела характер ее регулирования со стороны государства.

Основная цель такого регулирования состоит в том, чтобы сдержать инфляцию в разумных пределах и не допустить разгона ее темпов до размеров, угрожающих социально-экономической жизни общества.

Изменение отношения к инфляции обусловлено тем, что в условиях глубокого государственно-монополистического вмешательства в экономику диспропорция ее развития становится неизбежной, а инфляция — внутренне присущей. Объективно речь может идти лишь о сдерживании инфляции на определенном уровне, а не о полном ее преодолении.

В развитии инфляционного процесса имеет место «критическая точка», при прохождении которой инфляция вступает в качественно иную стадию, когда дальнейший рост денежной массы и денежных доходов отдельных экономических субъектов становится нецелесообразным. Это обусловлено тем, что темпы обесценивания денег в определенный момент начинают опережать темпы роста денежной массы и тогда реальная стоимость денежной массы  уменьшается, несмотря на ее номинальный рост. Соответственно и реальные доходы экономических субъектов в среднем сокращаются при их номинальном росте.

Для каждого отдельного субъекта «критическая точка» инфляции наступает не сразу. Ведь инфляционный рост цен на различные группы товаров существенно отличается по времени и темпах, что обуславливает такие же различия и в обесценивании доходов различных групп экономических субъектов. Быстрее инфляция достигает «критической точки» для субъектов с финансируемыми доходами и высоким удельным весом расходов на приобретение товаров первой необходимости, позже — для экономических субъектов, которые имеют возможность повышать свои номинальные доходы быстрее, чем растут цены на товары их спроса.

Прежде всего — это крупные монопольные предприятия, которые имеют возможность активно повышать цены на свою продукцию и противодействовать росту цен на товары, которые они покупают, и увеличивать заработную плату своим работникам. Однако и для таких субъектов «критическая точка» наступает в определенный момент времени. Тогда они становятся сторонниками сдерживания инфляции и требуют от правительства проведения соответствующей политики по урегулированию инфляции.

Идея «контролируемой» инфляции сформировалась как составная часть кейнсианской теории государственного регулирования экономики путем вмешательства в платежеспособный спрос. Кейнс и его последователи считали, что разными экономическими рычагами, в том числе увеличением денежной массы в обращении, государство может стимулировать расширение спроса, реакцией на что будет рост предложения, а значит, и производства товаров без повышения цен. Особенно эффективным влияние увеличения денежной массы они считали при следующих условиях:

  • относительно свободная конкуренция на рынке, когда ничем не ограниченно действует механизм цены равновесия. В таких условиях предприниматели под влиянием дополнительного спроса будут заинтересованы в расширении производства товаров, даже опережающими темпами;
  • наличие на рынке резервов средств производства и рабочей силы (неполная занятость), которые вследствие увеличения спроса вовлекаются в сферу производства;
  • свободное движение ссудного процента под влиянием спроса и предложения на денежном рынке, что дает возможность снижать его при выпуске в обращение дополнительной массы денег. Это приводит в свою очередь к росту инвестиций и ослаблению инфляционного давления избытка денег на товарных рынках. Такое переключение допэмиссии делает инфляцию регулируемой и эффективной даже при полной занятости.

Кейнсианская идея регулируемой инфляции широко использовалась на практике в 50-60-е годы XX века в большинстве стран с рыночной экономикой. На ее основе осуществлялось форсирование государственных расходов, происходил рост бюджетных дефицитов, ставший хроническим явлением. Практиковалась политика кредитной экспансии, либерализация доходов и цен и тому подобное.

Экономическая мысль предостерегала практику не столько от инфляционной угрозы, сколько от угрозы кризисного спада и депрессии, снижения платежеспособного спроса, т.е. поддерживала идеи регулируемой инфляции.

Особенно активно инфляционные мероприятия осуществлялись при возникновении признаков экономического кризиса и в период депрессии. В период же «перегрева» экономики принимались антиинфляционные меры, разрабатывались специальные «планы стабилизации».

Все это сыграло положительную роль в смягчении колебаний экономического цикла и способствовало успешному развитию экономики. Было достигнуто долговременное (50-60-е годы) сдерживание инфляции на «ползущем» уровне, что давало основания говорить о реализации на практике идеи «контролируемой» инфляции.

Однако уже с начала 70-х годов в большинстве стран с развитой рыночной экономикой начался быстрый рост цен, инфляция приблизилась к галопирующему уровню. Если в 1956-1965 гг. среднегодовые темпы роста розничных цен составляли в США 1,7%, в Англии — 3,1%, во Франции — 5,0%, в Италии — 3,4%, то в 1975-1980 гг. — соответственно 9,3%, 15,8%, 10,5% и 17,9%. Такие изменения были обусловлены рядом объективных процессов, которые исключили возможность регулирования инфляции согласно кейнсианским идеям.

Это, во-первых, чрезвычайное «разбухание» государственных расходов, в результате чего они перестали реагировать на меры правительств по их сокращению с целью преодоления инфляции.

Во-вторых, сфера обращения во всех странах была доверху наполнена денежной массой, и инфляция достигла своей «критической точки».

В-третьих, успешное послевоенное развитие экономики привело к созданию крупных монополий, высокой монополизации производства и рынка, что деформировало свободное действие механизма цены равновесия.

В-четвертых, что едва ли не самое главное, в этот период обострился экономический и энергетический кризис, что значительно ухудшило условия производства и привело к росту производственных расходов. Перевести дополнительные расходы на трудящихся не удалось благодаря укреплению экономической мощи и организованности профсоюзов. Поэтому предприниматели не только не смогли заморозить рост заработной платы, но и вынуждены были повышать ее по мере роста цен. Начался мощный разворот спирали «зарплата — цены», который обусловил галопирующий характер инфляции.

В новых условиях кейнсианская идея регулируемой инфляции подверглась серьезной критике со стороны представителей монетаристской школы. Главный недостаток ее виделся в том, что кейнсианцы не учли в своих оценках последствий инфляционных мер правительства сознательную реакцию экономических агентов (предпринимателей и наемных работников) на будущую инфляцию. Так, М. Фридман выдвинул положение о «естественном уровне безработицы», который определяется условиями рынка рабочей силы и не может быть нарушен извне.

Если же правительство мерами своей политики (нагнетание спроса посредством бюджетной и кредитной экспансии) уменьшит безработицу ниже ее естественного уровня, то это только ускорит инфляцию до галопирующих темпов. Ведь предприниматели, прогнозируя рост цен, застрахуют свои доходы соответствующими мероприятиями в деловых контрактах, трудовых соглашениях и тому подобное. Поэтому ожидаемого правительством перераспределения доходов и усиления стимулирования производства не происходит. Правительство вынуждено будет еще больше расширять спрос сверх размеров, которые ожидали предприниматели, а это — прямой путь к раскручиванию инфляционной спирали. Положительный эффект от таких действий правительства может быть только краткосрочным. В долгосрочном же плане они содержат в себе угрозу гиперинфляции.

Еще дальше в этом отношении пошли представители монетаристской школы «рациональных ожиданий» (Р. Лукас, Н. Уоллес, Т. Сарджент). Они считают, что экономические субъекты могут предусматривать любые регулирующие меры правительства («рациональные ожидания») и защитить свои доходы от их влияния, поэтому отрицают даже краткосрочный эффект регулирования эмиссии и занятости и наиболее откровенно поддерживают главный вывод монетаристской доктрины. Согласно ему стабилизационная политика якобы бесплодна и от нее следует отказаться, а рыночная система сама себя поддержит в постоянном равновесии, как бы на нее не пытались влиять.

На практике политика регулируемой инфляции потерпела крах и с начала 70-х годов изменилась откровенной антиинфляционной политикой, к которой вынуждены были перейти правительства большинства стран мира.

Антиинфляционная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой проводится по нескольким направлениям — дефляционная политика (урегулирование спроса), политика доходов или по обоим  направлениям одновременно.

Дефляционная политика включает ряд методов ограничения платежеспособного спроса через финансовый и кредитно-денежный механизм. Она проводится преимущественно в условиях, когда инфляция вызвана причинами, действующими со стороны денег.

Для того чтобы уменьшить поступление лишних денег в обращение, сокращаются расходы государственного бюджета, прежде всего на субсидии предприятиям, социальные нужды, инфраструктуру, на нужды военно-промышленного комплекса. Для изъятия из обращения излишних денег, которые поступили туда ранее, широко используется усиление налогового давления на доходы. Однако мобилизованные в бюджет через налоги средства могут снова поступать в обращение в виде государственных расходов. Чтобы этого не случилось, необходимо реально уменьшать бюджетные расходы, прежде всего непроизводственного назначения. С целью изъятия части лишних денег часто выпускаются государственные займы.

Важным инструментом дефляционной политики является кредитная рестрикция и прямое лимитирование (таргетирование) выпуска наличных денег в обращение. Повышая учетную ставку центрального банка, регулируя процентные ставки по пассивным и активным операциям коммерческих банков, увеличивая норму обязательных резервов и другими методами государство сокращает банковское кредитование народного хозяйства и сдерживает тем самым рост денежной массы и платежеспособного спроса.

Практикуется прямое государственное лимитирование роста кредитных вложений и наличной денежной массы в обращении, предварительный контроль центрального банка за обоснованностью выдачи коммерческими банками займов на большие суммы.

Политика дефляции при последовательном и жестком ее проведении может дать желаемый антиинфляционный эффект, однако ее реализация связана с большими трудностями, поскольку усиливает социальное напряжение в обществе, вызывает угрозу экономического кризиса, банкротства предприятий, снижения занятости. Поэтому правительствам нередко приходится маневрировать, оперативно изменяя дефляционные методы инфляционными.

Второе направление антиинфляционной политики — политика доходов — предполагает государственный контроль за заработной платой и ценами. Такой контроль может сводиться к фиксации зарплат и цен на определенном уровне («замораживание»), или установлении темпов их роста в определенных пределах, чаще всего в пределах темпов прироста производительности труда. Этот метод широко использовался в бывшем Советском Союзе.

В странах Запада далеко не все правительства решались применять его, несмотря на возможные негативные социальные последствия. Ведь замораживание цен — это прямое вмешательство в частное предпринимательство и в сферу рынка, что приводит к деформации действия его механизма. Первым негативным последствием этого является появление товарного дефицита. Замораживание же зарплат ставит в сложное положение трудящихся, вызывает их недовольство политикой правительства, усиливает социальное напряжение.

Под влиянием неомонетаристских идей большинство стран Запада отказались от прямого вмешательства в цены и зарплаты и направили свои регулирующие действия на преодоление причин инфляции со стороны товаров, создание благоприятных условий для действия законов рынка и всяческое стимулирование частного предпринимательства. Это, в частности, проведение жесткой антимонопольной политики, поощрение рыночной конкуренции, сокращение государственной поддержки молорентабельных и слабоконкурентных предприятий и отраслей, введение гибкой налоговой политики, стимулирующей предпринимательскую активность и рост денежных сбережений населения. Все эти меры оказали положительное влияние на развитие производства, повышение его эффективности и производительность труда, что, в свою очередь, способствовало результативности дефляционной политики. В результате страны Запада во второй половине 80-х годов XX века смогли преодолеть галопирующую инфляцию, ввести ее в рамки «ползучей».

В новых условиях вновь возникла необходимость регулирования инфляции в соответствии с кейнсианскими идеями. Но и опыт 80-х годов, базировавшийся в основном на концепциях неомонетаризма, имеет большое значение для теории и практики.

Во-первых, инфляция может легко из регулируемой превратиться в нерегулируемую, достичь галопирующих темпов и привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

Во-вторых, антиинфляционная политика дает тем больший эффект, чем меньше она требует прямого вмешательства в производство, чем лучшие условия создаются в стране для развития предпринимательства и действия рыночного механизма. Поэтому она не может ограничиваться дефляционными мерами, а должна быть комплексной, включать и мероприятия, направленные на всестороннее стимулирование развития производства.

В-третьих, угрожающие социальные последствия могут иметь не только раскручивание инфляции до высоких уровней, но и антиинфляционные меры государства, если они проводятся недостаточно взвешенно.



49
38194
/analitika/2027807-money-metody-regulirovaniya-inflyacii-/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Оставьте комментарий

Полезно знать

Крупный потребительский кредит Кредит на развитие бизнеса Кредит бизнесу с обеспечением Кредит наличными для бизнеса Овердрафт по упрощенной схеме Факторинг Потребительский кредит Ипотека Кредит под залог квартиры Микрозайм на карту онлайн
Информация

Кредиты для руководителей Кредиты малому бизнесу Кредиты юридическим лицам Экспресс-кредит для бизнеса Кредиты для ИП Продукты для развития бизнеса Кредиты под бизнес-план Кредиты для ООО Кредит на бизнес с нуля Кредит юр.лицам под залог Если не выдают кредит Карта сайта
Сервисы сайта

Конвертер валют Заявка на кредит Кредитный калькулятор Скоринг Аналитика рынка Все о кредитовании Видео о кредитах