10 навыков, которыми должен обладать успешный HR-менеджер
2 мая 2023Вы выбрали работу в отделе кадров, потому что вам нравится работать с людьми. Но этого еще недостаточно, чтобы стать успешным HR-менеджером. Существует целый ряд навыков, которыми должен обладать менеджер по персоналу, чтобы стать по-настоящему успешным. Ниже приведен список из 10 таких ключевых навыков.
1. Аналитика
Если вы думаете, что выбрав HR вам не придется заниматься математическими расчетами, то вы глубоко ошибаетесь. Безусловно, вы не будете осуществлять такие сложные вычисления как, например, в финансово-экономическом отделе, но тем не менее для качественного выполнения ваших функциональных обязанностей требуется понимание основ статистико-математических методов обработки информации.
Эти навыки понадобятся вам при подготовке различных аналитических отчетов: средняя численность персонала в разрезе подразделений или регионов присутствия вашей компании, уровень текучести кадров, средний уровень заработной платы в разрезе категорий сотрудников и т.п. К тому же по долгу вашей службы вам придется общаться с сотрудниками компании, которые в ряде случаев сами превосходно оперируют цифрами.
Аналитические данные необходимы также для оценки эффективности кадровых практик и программ.
2. Обособление
Обособление — это навык, который позволяет провести четкую черту между вашей профессиональной деятельностью и личной жизнью и никогда их не совмещать.
Зачем? Потому что проблемы с персоналом никогда не заканчиваются. У вас никогда не будет того дня, когда вы сможете сказать: «Я закончил. Все сотрудники счастливы. Все политики и процедуры отточены до совершенства. Все менеджеры прошли соответствующую подготовку. И все прекрасно взаимодействуют между собой». Этого никогда не случится. Не думайте дома о работе.
3. Сострадание
Вам не нужно любить людей, но вы должны проявлять сострадание. Каждый человек индивидуален и у всех бывают тяжелые периоды в жизни. Сотрудники ожидают, что вы их выслушаете и вникнете в их проблемы. Несмотря на то, что вы не психотерапевт, вам нужно время от времени вести себя как последний.
4. Юридические знания
HR-менеджеры в большинстве случаев не имеют юридического образования. Тем не менее, для того чтобы стать успешным HR-менеджером необходимо знать трудовое законодательство.
Также следует отметить, что принятие тех или иных кадровых решений может иметь для компании определенные юридические последствия. Поэтому знание юридических тонкостей позволит с одной стороны грамотно выстроить кадровую работу, а другой — избежать неоправданных исков. Вы должны четко знать основания для увольнения сотрудников, кто имеет «иммунитет» при вынужденном сокращении кадров, требования к кадровому учету персонала и т.д.
5. Многозадачность
В некоторых крупных компаниях у каждого сотрудника отдела кадров есть одна особая функция, за которую он ответственен — например, рекрутинг, обучение или расчет денежной компенсации. Но в большинстве компаний вы отвечаете за многие задачи одновременно. Поэтому вам требуется работать в режиме многозадачности: уметь оперативно переключаться с выполнения одной задачи на другую. Иногда задач на столько много, что просто «завал» — используйте тайм-менеджмент.
6. Понимание основ медицинского страхования
Все больше отечественных компаний предлагает своим сотрудникам в качестве бонуса корпоративное медицинское страхование. Учитывая, что вы как HR-менеджер являетесь основным связующим звеном между вашей организацией и страховой компанией по организации страховой защиты ваших сотрудников, вам необходимы понимать основные принципы страхования, порядок заключения страховых полисов, процедуры обращения за медицинской помощью в рамках страхового покрытия и т.п. И хотя колл-центр страховой компании всегда готов предоставить исчерпывающие ответы на все вопросы клиентов, тем не менее вы должны быть способны проконсультировать ваших сотрудников по ключевым аспектам страховой программы.
7. Как подбирать и нанимать сотрудников
Подбор и найм персонала подразумевают гораздо больше, чем просто привлечение людей в организацию. Это также работа по связям с общественностью. Почему? Потому что рекрутер — это первый человек, с кем пообщается кандидат и после предварительного собеседования у него сформируется определенное мнение о вашей фирме.
Если рекрутер не отзывчив, то у соискателя на вакантную должность может сформироваться негативное мнение о вашей компании и даже если кандидат идеально вам подходит, он может просто отвергнуть ваше предложение. Понимание того, где найти хороших кандидатов и как привлечь их на работу, является критически важным навыком работы с персоналом.
8. Управление людьми
Как менеджер по персоналу, вы можете и не иметь прямых подчиненных, но вы должны понимать, как управлять людьми. Вы будете проводить тренинги и обучать управленческий состав вашей компании навыкам эффективного управления людьми.
В крупных организациях директор по персоналу является ключевой управленческой фигурой, у которого в подчинении могут находиться сотни кадровых специалистов.
9. Предусмотрительность
HR-менеджеры работают с конфиденциальной информацией, поэтому обязаны придерживаться моральных и этических норм. Но бывают ситуации, когда возникает дилемма и вы должны иметь представление о том, как поступить в той или иной ситуации.
Например, вам стало известно об ухудшении здоровья работника, что может негативно отразиться не только на производительности, но и безопасности труда. Как вы поступите в данной ситуации? Проинформируете ли его непосредственного руководителя о данной проблеме?
Или, например, вам известно что работника собираются сократить в ближайшее время. Во время кофе-брейка вы услышали его разговор с коллегами в котором он похвастался, что банк одобрил его заявку на получение ипотечного кредита и необходимо поехать и подписать кредитный договор. Как вы поступите в такой ситуации?
10. Как увольнять
Уволить сотрудника гораздо сложнее, чем просто сказать: «Сегодня твой последний день». Цель увольнения сотрудника состоит в том, чтобы этот человек покинул компанию и дальше продолжил свою жизнь. Хороший менеджер по персоналу понимает второй аспект этого. Плохой понимает только первый аспект.
Вы должны знать, как при увольнении соблюсти правовые нормы, при этом быть справедливым и сострадательным, а также должны предусмотреть возможные юридические последствия каждого действия. Вы должны знать, что сказать и как это сказать, и как поддержать сотрудника в процессе увольнения.