Кредиты для бизнеса становятся доступнее и разнообразнее
9 июля 2012Согласно исследованиям, банковскими кредитами пользуется лишь 40% малых предприятий. Но это вовсе не значит, что остальные 60% этого не хотят. Возможно, они попросту не соответствуют требованиям банков-кредиторов. При этом сами банки, которые при выдаче кредитов бизнесу вынуждены опираться на строгие требования Центробанка к выбору клиентов, считают этот рынок одним из самых перспективных и готовы активно его развивать, предлагая заемщикам новые выгодные продукты.
Согласно исследованиям, банковскими кредитами пользуется лишь 40% малых предприятий. Но это вовсе не значит, что остальные 60% этого не хотят. Возможно, они попросту не соответствуют требованиям банков-кредиторов. При этом сами банки, которые при выдаче кредитов бизнесу вынуждены опираться на строгие требования Центробанка к выбору клиентов, считают этот рынок одним из самых перспективных и готовы активно его развивать, предлагая заемщикам новые выгодные продукты.
Начнем издалека: в 2007 году годовой оборот микрофинансовых организаций (МФО) составлял 11 миллиардов рублей, а в 2011 году он превысил 35 миллиардов рублей. За год этот рынок вырос на 34%. При этом 80% денег было выдано именно представителям малого бизнеса, тогда как 20% - физическим лицам.
Почему малый бизнес активно идет в дорогие объятия МФО? Вряд ли по собственному желанию. Увы, некоторые категории бизнесменов, и в первую очередь, владельцы старт-апов без надлежащего бизнес-опыта за плечами, не имеют в банках никаких шансов. А МФО устанавливают другие проценты, выдают другие суммы и не сдерживаются требованиями ЦБ к клиенту-бизнесмену.
При этом субъектов малого бизнеса становится все больше, поэтому и кредиты для бизнеса начинают пользоваться спросом все активнее. Появилась даже «первая ласточка» - кредит Сбербанка на старт-ап «Бизнес-старт». При удачном развитии бизнеса банк, в свое время давший начинающему предприятию кредит, безусловно, получит преданного клиента на долгие годы. Но увы, слишком велики риски.
«Индивидуальный подход» - это одно из важнейших преимуществ любого бизнеса, и банковского в том числе. Однако если говорить о кредитах физическим лицам, то здесь индивидуальный подход встретишь не часто: стандартный пакет документов, стандартные условия, стандартная зависимость выданной суммы от ежемесячного дохода. А вот в сфере кредитования малого бизнеса индивидуальный подход – едва ли не важнейшее условие. Тщательно проанализировать бумаги конкретного предприятия, разобраться с его историей, лично съездить на производство и пощупать своими руками материалы и продукцию – вот чем занимаются менеджеры банков, которые работают с кредитами малому бизнесу. В результате и сроки, и сумма, и процентная ставка в двух, казалось бы, одинаковых случаях будут совершенно разными.
Впрочем, есть некоторые общие требования, которые выглядят очень логично независимо от того, к какому бизнесу предъявляются:
Наличие предприятия и банка, куда предприниматель обращается за кредитом, в одном регионе;
Срок работы предприятия 1 год и выше;
Отсутствие проблем с платежами в фонды.
До недавнего времени в списке обязательных требований было и предоставление залога, но гибкость берет свое, и вот некоторые банки уже кредитуют малый бизнес без залогов. Суммы небольшие, срок – до года, процент высок, но если предпринимателю нужны деньги, а залог он предоставить не может, сойдут и такие условия.
В первую очередь – на пополнение оборотных средств. Далее идут кредиты на развитие бизнеса, на ремонт (или приобретение) недвижимости и даже на проведение рекламной кампании. И да, на открытие бизнеса деньги тоже нужны, но, как мы уже отметили выше, их дают реже всего.
Если заемщик удовлетворяет всем требованиям, а также не имеет негативной кредитной истории, не скрывает наличие кредитов в других банках и не требует сумму, которая во много раз превышает доходность бизнеса по предоставленным документам, он имеет все шансы на положительное решение. И тут уже банки начинают конкурировать за «хороший бизнес». По опросу 2 тысяч предпринимателей, который Национальное агентство финансовых исследований провело в 2011 году, 46% будут обращать внимание на условия кредитования, а 37% - на надежность банка. Остальные показатели, от оперативности до профессионализма, оказались далеко позади, так что конкурировать будет непросто.
Дошло до того, что 28% российских банков даже предоставляет бизнесменам специфическую услугу по подготовке их бизнеса к предоставлению кредита – помогают его структурировать, чтобы для банка он стал прозрачнее, понятнее и привлекательнее. Таким образом, если банк видит в предприятии определенный потенциал и не слишком высокие риски, он с готовностью тратит силы и время на то, чтобы вырастить для себя лояльного клиента.
МФО нашли «своего клиента»?
Начнем издалека: в 2007 году годовой оборот микрофинансовых организаций (МФО) составлял 11 миллиардов рублей, а в 2011 году он превысил 35 миллиардов рублей. За год этот рынок вырос на 34%. При этом 80% денег было выдано именно представителям малого бизнеса, тогда как 20% - физическим лицам.
Почему малый бизнес активно идет в дорогие объятия МФО? Вряд ли по собственному желанию. Увы, некоторые категории бизнесменов, и в первую очередь, владельцы старт-апов без надлежащего бизнес-опыта за плечами, не имеют в банках никаких шансов. А МФО устанавливают другие проценты, выдают другие суммы и не сдерживаются требованиями ЦБ к клиенту-бизнесмену.
При этом субъектов малого бизнеса становится все больше, поэтому и кредиты для бизнеса начинают пользоваться спросом все активнее. Появилась даже «первая ласточка» - кредит Сбербанка на старт-ап «Бизнес-старт». При удачном развитии бизнеса банк, в свое время давший начинающему предприятию кредит, безусловно, получит преданного клиента на долгие годы. Но увы, слишком велики риски.
Гибкость – главное условие
«Индивидуальный подход» - это одно из важнейших преимуществ любого бизнеса, и банковского в том числе. Однако если говорить о кредитах физическим лицам, то здесь индивидуальный подход встретишь не часто: стандартный пакет документов, стандартные условия, стандартная зависимость выданной суммы от ежемесячного дохода. А вот в сфере кредитования малого бизнеса индивидуальный подход – едва ли не важнейшее условие. Тщательно проанализировать бумаги конкретного предприятия, разобраться с его историей, лично съездить на производство и пощупать своими руками материалы и продукцию – вот чем занимаются менеджеры банков, которые работают с кредитами малому бизнесу. В результате и сроки, и сумма, и процентная ставка в двух, казалось бы, одинаковых случаях будут совершенно разными.
Впрочем, есть некоторые общие требования, которые выглядят очень логично независимо от того, к какому бизнесу предъявляются:
Наличие предприятия и банка, куда предприниматель обращается за кредитом, в одном регионе;
Срок работы предприятия 1 год и выше;
Отсутствие проблем с платежами в фонды.
До недавнего времени в списке обязательных требований было и предоставление залога, но гибкость берет свое, и вот некоторые банки уже кредитуют малый бизнес без залогов. Суммы небольшие, срок – до года, процент высок, но если предпринимателю нужны деньги, а залог он предоставить не может, сойдут и такие условия.
Какие кредиты малому бизнесу нужнее всего?
В первую очередь – на пополнение оборотных средств. Далее идут кредиты на развитие бизнеса, на ремонт (или приобретение) недвижимости и даже на проведение рекламной кампании. И да, на открытие бизнеса деньги тоже нужны, но, как мы уже отметили выше, их дают реже всего.
Если заемщик удовлетворяет всем требованиям, а также не имеет негативной кредитной истории, не скрывает наличие кредитов в других банках и не требует сумму, которая во много раз превышает доходность бизнеса по предоставленным документам, он имеет все шансы на положительное решение. И тут уже банки начинают конкурировать за «хороший бизнес». По опросу 2 тысяч предпринимателей, который Национальное агентство финансовых исследований провело в 2011 году, 46% будут обращать внимание на условия кредитования, а 37% - на надежность банка. Остальные показатели, от оперативности до профессионализма, оказались далеко позади, так что конкурировать будет непросто.
Дошло до того, что 28% российских банков даже предоставляет бизнесменам специфическую услугу по подготовке их бизнеса к предоставлению кредита – помогают его структурировать, чтобы для банка он стал прозрачнее, понятнее и привлекательнее. Таким образом, если банк видит в предприятии определенный потенциал и не слишком высокие риски, он с готовностью тратит силы и время на то, чтобы вырастить для себя лояльного клиента.
49
3315
/analitika/kredity-dlya-biznesa-stanovyatsya-raznoobraznee/
10
2000
ukrtop@mail.ru
/local/components/dev/auto.comments
Есть что добавить? #
Оставьте комментарий